Такое географическое название, как «Курляндия», наверняка знакомо каждому русскоговорящему человеку. Немногие знают, что на самом деле произошло с этим государством – ведь оно практически бесследно исчезло, а этнический народ был насильственно ассимилирован в культуру другой страны.
Что послужило причиной исчезновения из истории целой страны? Почему правитель Курляндии умолял Польшу защитить его от России? По ходу статьи вы найдёте ответы на все вопросы.
Зарождение Курляндии: от набегов крестоносцев до польского подданства
Началом отсчёта здесь принято считать рубеж XII-XIII веков, когда немцы стали проявлять интерес к освоению Прибалтики, проводя в регионе крестовые походы. Этнический народ, проживавший на этих землях – курши – не смог оказать сильного сопротивления, поэтому немцы стали полноправными хозяевами региона на несколько веков. Крестоносцы образовали здесь Орден Меченосцев, который затем стал Ливонским, и прочно закрепились в регионе, устраивая периодические войны с соседями.
Серьёзно положение рыцарей пошатнуло Московское царство, которым руководил Иван Грозный. Последний правитель ордена, Готхард Кетлер, предвидя скорый захват своего государства, присягнул на верность польскому королю Сигизмунду Августу. Для кого-то такое поведение правителя может показаться трусостью, однако в этом был чёткий расчёт – земли Курляндии отошли Речи Посполитой, а сам Кетлер стал герцогом своей страны. На сохранённой территории католичество сменилось лютеранством.
Рыцарям, разделившим переход в подданство, Готхард Кетлер даровал земельные участки, а простые крестьяне стали крепостными. Довольно долгое время прибалтов угнетали немцы, большая часть которых состояла в правящем классе. Столицей Курляндии в составе регионов Курземе, Земгале и Селия стал город Митава (нем. Mitau), который в наше время является латышским городом Елгава.
Как жадность сгубила «гордое герцогство»
Курляндия стала активно развиваться и стремиться маневрировать между крупными и опасными соседями. Опасаться, на самом деле, было чего – Швеция, Россия и Речь Посполитая были намного сильнее и крупнее небольшого прибалтийского государства. Раз в полгода в столице собирался ландтаг, на котором решали вопросы государства.
Когда правителем стал Якоб Кетлер, дела у государства стали налаживаться. Кетлер активно развивал тяжёлую промышленность и судостроение, возводил порты и фабрики. Однако, чем дольше герцог правил, тем больше становилась его жадность: со временем он решил, что территории Курляндии ему мало, и поэтому стоит вложить колоссальные средства в колонизацию Африки и Индии. Воля правителя – закон, поэтому в 1654-м году в Вест-Индии был колонизирован остров Тобаго, а в Африке под курляндский контроль перешло устье реки Гамбия.
Спустя время наследники Якоба Кетлера осознали, что небольшие колонии на другом конце земного шара очень трудно содержать, поэтому они были проданы другим державам за довольно скромные по тем временам деньги. Пришедший к власти Фридрих Казимир Кетлер не смог грамотно распорядиться данными ему ресурсами и властью – можно сказать, что все вырученные с продажи колоний деньги он прогулял, а страна скатилась в пучину экономического кризиса.
Финальным аккордом в истории относительно самостоятельной Курляндии стала русско-шведская война, также известная, как Северная. На протяжении нескольких лет территорию Прибалтики терзали постоянные битвы двух соседних государств, Курляндия постоянно переходила из рук в руки, однако победу в нелёгкой войне одержала Россия. Русские войска закрепились в Прибалтике и стали весомой силой в регионе.
Как Россия спасла Курляндию
Разгромив шведскую армию под Полтавой, Россия стала контролировать значительную часть Прибалтики, в которую входила в том числе Курляндия. Герцог Фридрих Вильгельм женился на племяннице Петра I Анне Иоанновне, но вскоре после заключения брака скончался. Оставшись без супруга, Анна Иоанновна даже будучи герцогиней Курляндской не признавалась местным населением. Пётр I не спешил забирать племянницу обратно в Россию – Анна Иоанновна нужна была как повод для активного вмешательства в дела герцогства.
Самое интересное – Курляндия до сих пор оставалась вассалом Речи Посполитой. В ином случае Прибалтика стала бы очередным поводом для войны между Россией и Польшей, однако в этой ситуации дела складывались никак не в пользу последней. Речь Посполитую тряс небывалый политический кризис, из которого уже не было выхода. У поляков даже в мыслях не было желания помешать России присоединить Курляндию, тем более после серии разгромных побед над шведами.
Польша настолько ослабла, что правители соседних государств могли назначать на её престол наиболее удобного монарха. Так, Анна Иоанновна, ставшая императрицей, помогла занять трон Августу III. За это польский правитель признал за фаворитом императрицы Эрнстом Иоганном Бироном право руководить Курляндией. К Бирону относились одновременно и хорошо, и плохо. Ругательства с добавлением прилагательного «курляндская» ещё долго ходили по империи даже после смерти герцога.
Эрнст Иоганн Бирон действительно много сделал для Курляндии. Когда в регион бурным потоком хлынули русские деньги, герцог всецело погрузился в дела, благоустраивая родную землю. Бирона любили местные жители – они поддерживали его даже после ареста и ссылки. В 1758-м году пост Бирона занял Карл Саксонский, однако он выразил ноту протеста и не стал пропускать русские войска через территорию Курляндии. Екатерина II, взошедшая на престол, сместила Карла и восстановила в должности Бирона.
Борясь с постоянным недовольством дворян, Эрнст Иоганн Бирон в 1769-м году передаёт власть сыну Петру, а сам отходит от дел. Курляндию в то время сильно терзают постоянные противоборства русских, поляков и прибалтов во власти. Пётр не стал столь успешным правителем, как его отец. Вся власть нового герцога держалась лишь на поддержке Екатериной II. Петра Бирона интересовало не столько управление страной, сколько искусство и красивые женщины.
Что произошло с Курляндией после перехода в состав России?
После раздела Речи Посполитой отпускать Курляндию из зоны влияния Российской Империи никто не собирался. В 1795-м году Пётр Бирон в Петербурге отрёкся от престола Курляндии, за что получил полмиллиона червонцев от земельных владений и 50 тысяч червонцев ежегодной пенсии. На следующий год на карте Курляндская губерния появилась в составе России. Курляндский ландтаг, как орган местного самоуправления, был сохранён. Губернатор Курляндии назначался правителем России.
Переход в состав Российской империи был для местных жителей безболезненным – их повседневная жизнь практически не изменилась. Уровень жизни и уровень образования здесь были заметно выше среднего по империи. Россия контролировала губернию вплоть до 1915 года, когда Прибалтика была оккупирована немецкими войсками. Немцы пытались вернуть себе территорию во время обеих мировых войн, но удержать её так и не смогли. Зато Латвия в неразберихе победного торжества после Второй Мировой смогла не только присоединить, но и удержать в составе эту многострадальную территорию.
Почему про Курляндию практически все забыли? Потому что этническое население этой территории, курши, были уничтожены ещё в XVII веке в ходе многочисленных войн. После этого территорию поочерёдно заселяли немцы, поляки и другие прибалты. Ни о какой независимости Курляндии речи никогда не шло. Швеция, Польша и Германия с интересами местного населения не считались – они вели бесконечные войны в попытках овладеть этой территорией.
А как вы считаете, в чём заключалась проблема Курляндии? Обязательно напишите своё мнение в комментариях – будет интересно их прочитать.