Найти тему
МИР (Море История Россия)

Второе отделение "Гринпортов" и загадки его "укомплектования".

Мы уже рассказывали, как и когда на Черном море появились американские "катера-истребители". По легенде, они были нужны, чтобы бороться с подводными лодками. Но есть нюанс.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота. Русский флот в этом отношении немного отставал. Первые варианты российских глубинных бомб были разработаны в конце 1915 года, первый практический образец — в январе 1916 года и испытан в марте 1916 в Севастополе; в апреле бомбами Щиголева (бомбы 4В и 4В-М) вооружили уже все эсминцы и часть тральщиков Черноморского флота. Всего за 1916 год на флоты поступило 7800 глубинных бомб, в том числе 800 бомб Шрейбера, 6300 Аверкиева и 700 Щиголева. В начале 1917 года появилась большая глубинная бомба 4В-Б, приближавшаяся по мощности к английской бомбе О и американским Маrk II и Mark III. Эти бомбы предполагалось сбрасывать с минных рельсов. С 1915 года малыми (3 кг) и большими (16 кг) шаростатическими глубинными бомбами оснащались и гидросамолёты. Все это, конечно хорошо, но это оружие оказалось.... тяжеловато для катеров, водоизмещением всего 14 тонн.

Есть еще один нюанс. На Черном море подводных лодок противника пока не наблюдалось. В 1910 году первая и пока единственная (современная) подводная лодка, эксплуатируемая ВМС Османской Империи, Абдул Хамид (она же Абдулхамид), была списана. Турция во время войны все же смогла обзавестись подводной лодкой Müstecip Onbaşı, (бывшая французская Turquoise, севшая на мель в Дарданеллах и захваченная турками 30 октября 1915 года) Но, полноценно ее использовать турки не могли, используя подводную лодку как зарядную станцию для немецких и австро-венгерских ПЛ, действующих в Средиземном море.

Ладно, вернемся к нашим катерам. Наблюдается тенденция: сначала создаются 1 и 2 отделения катеров, затем, в 1916 году катера 1-й группы перебрасываются в 3-ю, а 1-я группа комплектуется вновь поступившими катерами с более мощными 200-сильными двигателями (вроде бы как фирмы "Stirling", но данных по ним пока не нашел, может и путаница какая-то). А, что со 2-м отделением?

Сначала отделение базируется на Констанцу, потом после ремонта в Севастополе (в январе 1917 года) отделение уходит на Трабзон, захваченный русскими войсками. Потом... (все сложно). Как комплектовали отделение?

Чтобы понять принцип, выстроим их по тактическим номерам в группе. Первыми двумя катерами 2-го отделения стали катера 1-й партии с заводскими номерами 243 и 244, которые получили вооружение и вступили в строй еще в 1915 году.

Катер № 243, был доставлен на норвежском пароходе «MODIG». В Севастополь он попал в октябре 1915 года. 12 декабря получил вооружение и вступил в строй 27 декабря (еще пока 1915 года). В марте 1916 года зачислен во 2-е отделение под номером №321.

В сентябре 1916 года использовался для доставки диверсионной группы в составе 2 матросов с подрывными зарядами на мол Евксинограда. Зачем? Особого военного значения этот город, расположенный в районе Варны не имел, но есть нюанс: это резиденция болгарского царя. (Пугнуть его, наверное хотели?) Но высадка не удалась, и забрав матросов катер ушел в Констанцу. Следующий эпизод: 26.10.1916, охота за поврежденным немецким гидропланом «FF-33H» № 812, который был захвачен. Гидроплан был отбуксирован в Сулин совместно с катером 333 из 3-го отделения. В январе 1917 года направлен в Севастополь на ремонт. 15.09.1017 г. приказом командующего ЧФ № 222 получил новый тактический номер № 521. В ноябре 1917 года находился вместе с катерами 2-го отделения в Трапезунде. В декабре поднял красный флаг, ушел в Батуми. Как "аккуратно" пишут в литературе, "Батуми и Батумский округ стали сферой интересов Великобритании" (О, как!). Раньше говорили проще: "оккупация".

-2

17.03.1918 г. катер был объявлен принадлежащим ГДР (Грузинской демократической республике), но затем бурно вмешались англичане. С грузинской командой катер был направлен в Поти для ремонта, но по требованию англичан националисты передали катер "белым", после чего он ушел в Новороссийск. Там катер подняли на железнодорожную платформу, и по железной дороге его направили в Севастополь. Там катер простоял в ожидании ремонта до прихода красных частей в ноябре 1920 года. Включен в состав Морских сил Черного моря как катер "Дельный", затем получил номер СК-47. После ремонта 24.10.1922 г. поступил приказ о сдаче в Черноморский отряд судов пограничной охраны ГПУ как пограничный катер. С 11.03.1923 г.в Черноморской флотилии ГПУ. Сдан на слом в 1930 году.

№ 244, все точно так же как и у собрата с номером 243. Вступил в состав ЧФ с 03.1916 г. под номером № 322 во 2 отделении. Но использование катера было иным. По состоянию на апрель 1916 г. катер находится в Балаклаве для тренировок личного состава. Потом все отделение перешло в Констанцу. В январе 1917 года ушел в Севастополь на ремонт. В ходе ремонта для охоты на тяжелый крейсер "Султан Селим Явуз" (он же "Гебен") в носовой части катера ставят 381- мм торпедный аппарат. Катер на буксире подтянули к Босфору, катер в 23.57. (12.07. 1917) пошел на прорыв в пролив, но неудачно.

-3

После возвращения, 15.09.17 по приказу командующего ЧФ № 222 получил новый номер № 522. Далее все традиционно. Поднял красный флаг, в мае 1918 года в Севастополе захвачен немцами, перешел к интервентам, передан "белым". Потом след его теряется.

№ 245, это уже катер из 2-й партии, доставленный на п / х. «КУРСК» в Архангельск. В составе ЧФ с 03.1916 г. под номером № 323 (3-й катер во 2 отделении). В апреле стоит в Балаклаве для тренировок. К 31.08. приведен в Констанцу с другими катерами отделения. На переходе вышел из строя двигатель, пришел на буксире. После срочного ремонта вернулся в строй, но ненадолго. Утром 09.10.16 с отделением ушел в Сулин. По прибытии вышел в Тузлу и днем ударился корпусом о мель, погнув винты. На одной машине вернулся в Тульчу. При осмотре выяснилось, что сломаны и левый и правый валы, а левый винт с куском вала вообще потерян. В январе 1917 года находился на ремонте в Севастополе, потом в Трабзоне. 15 сентября 1917 года получил новый тактический номер 523.

17.03.1918 г. катер был захвачен ГДР (Грузинской демократической республикой) в Батуми и 14.04.1918 г. уведен в Поти. Нач.01.1919 г. стоял в ремонте. Его планировали назвать «АБХАЗ».

Летом 1919 г. действовал у берегов Абхазии под грузинским флагом. 06.1919 г. сменил имя на «ТАРИЭЛИ». В конце 08.1920 г. из Поти катер ушел в Батуми. Далее идут достаточно сложные политические изменения (о которых нужно писать отдельно) В общем, если коротко: 7 марта 1921 года ГДР отдало Батуми туркам, но...

Турция и Россия подписали Московский мирный договор 16 марта 1921 года. Согласно этому соглашению, Батумский район по-прежнему оставался частью Грузии, но уже Советской Грузии. Но есть нюанс.

Несмотря на это, 17 марта командующий турецкими частями в Батуми, Кязым Карабекир объявил себя генерал-губернатором Батумского округа, турецкие части заняли казармы, почту и телеграф.

17-18 марта в результате Кутаисских переговоров между меньшевиками и большевиками было достигнуто соглашение о прекращении огня. Большевики потребовали от меньшевиков признать Советское правительство Грузии. Согласно решению учредительного собрания ГДР, ее правительство решило отправиться в изгнание и не признало оккупацию страны законной.

17.03.1921 г. при эвакуации турок и меньшевиков из Батуми на буксире п / х. «МАРИЯ» катер увели в Турцию. По приходу в Стамбул 29 марта 1921 г. катер... А, что "катер"? Пишут, что катер поднял "русский флаг". Возникает вопрос: "какой "русский"?". Константинополь (он же Стамбул) являлся зоной оккупации союзников по Антанте. Флаг на нем подняли (естественно) не красный, после чего катер был немедленно продан частному владельцу.

№ 246, был доставлен в Архангельск на п / х. «КУРСК» (2-я партия катеров). Он вступил в строй 15 марта 1916 г. под номером № 324 (4-й катер во 2 отделении). В апреле 1916 г. он находился в Балаклаве для тренировок личного состава. В августе в составе отделения перешел на буксире миноносцев в Констанцу. На переходе многие катера получили повреждения и встали в ремонт. После срочного ремонта 13.09. послан к маяку Тузла на помощь гидроплану № 113. Подойдя снял пилотов и отбив пулеметом бомбежку с немецких гидропланов катер №324 взял на буксир самолет доставив его на базу. Утром 09.10.1916 года в составе отделения ушел в Сулин. В январе 1917 г. катер в составе отделения ушел в Севастополь на ремонт.

15.09.1917 года приказом ком.ЧФ № 222 получил новый № 524. С ноября 1917 года находился в Трапезунде. Дальше все традиционно: поднял красный флаг и 18 января 1918 года на буксире гидрокрейсера "Дакия" катерами № 525, 526 и 528 доставлен из Трапезунда в Севастополь. После этого вышел в Батуми. 17.03.1918 г. захвачен силами ГДР. 14.04.1918 г. после прихода англичан ушел в Поти. В начале января 1919 г. стоял в ремонте в Поти. После ремонта его планировали назвать «КАХЕТИНЕЦ».

Введен в строй и 26 июня 1919 г. сменил имя на «АВТАНДИЛИ». В связи с уходом англичан из Батуми, в конце августа 1920 г. катер из Поти перешел в Батуми. 17.03.1921 г.при эвакуации турок из Батуми на буксире п / х. «МАРИЯ» был уведен в Турцию. Хотя, нет, неправильно, не в Турцию в оккупационную зону в Стмбуле. Там в конце марта 1921 г. на катере подняли русский флаг, и почти сразу продали катер частникам.

235, катер из состава 1-й партии был доставлен в Россию на п / х. «STARKАD» Вошел в строй уже в 1915 году как № 313 в 1 отделении. Передан во 2-е отделение и по приказу командующего ЧФ №308 он получил тактический № 325. Дальше все традиционно. Констанца, ремонт, Трабзон. 15.09.1917 г. приказом командующего ЧФ № 222 присвоен № 525. К ноябрю 1917 г. катер находился в Трабзоне. Далее все тоже традиционно: Батуми, грузинский флаг, Поти. Но есть нюанс: в июне 1919 г. катер по требованию англичан был передан МСЮР и ушел в в Новоросийск. 25.06. плав.кран поднял на 3-й причал для ремонта. 24.07. катер был поднят плавкраном на ж / д. платформу и увезен в Севастополь. Полностью в строй так и не вошел, хотя в приказе Глав.кома ВСЮР 06.08.1919 г.№1722 в списке МСЮР числился как № 525 .Далее судьба его теряется.

№ 240, это тоже 1-я партия катеров. Катер доставлен на норвежском п / х. «FITEAS». Зазаимовал в Петрограде. В строю в составе ЧФ с 03.1916 г. сначала как № 316 в 1 отделении. Потом, (после ремонта) 05.11. 1916 приказом ком. ЧФ № 308 стал № 326. Дальше все как у всех катеров этого отделения. В марте 919 года после ремонта грузины назвали его «ПАТАРИ КАХИ». Летом 1919 г. катер действовал у берегов Абхазии. 06.1919 г. сменил имя на «ФРИДОНИ».К 03.1920 г. снова «ПАТАРИ КАХИ». Перебазировался в Батуми. 17.03.1921 г.при эвакуации Батуми из -за нехватки топлива оставлен и затоплен в порту. Летом 1922 г. сов. водолазы подняли только моторы, потому, как корпус практически полностью сгнил.

№ 237, шел в Россию на норвежском п / х.«LEDАL».Задержался в Норвегии и зиму 1915 - 1916 гг. простоял в Варде. В нач.06.1916 г.при погрузке на п / х. сорвался и утонул, но норвежцы его за 2 дня подняли. Вступил в строй поздно только к концу октября 1916 г. (под номером № 327) во 2 отделении. Выполнял эскортные функции в составе отряда из гидрокрейсеров «ДАКИЯ», «ИМПЕРАТОР ТРАЯН», «КОРОЛЬ КАРЛ» и эсминцев «СТРОГИЙ», «СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ» В конце мая 1917 г. охранял корабли на постановке мин в Босфоре. Приказом № 222 присвоен № 527.

В ноябре 1917 г. находился в Трапезунде. 16.12. 1917 г. перешел на сторону Советской власти и в январе 1918 г. ушел в Севастополь. 01.05.1918 года захвачен немцами, потом перешел под контроль англо-франц.интервентов. Передан МСЮР, но стоял в ремонте, в строй не вводился. После того, как Севастополь был занят РККА, катер был восстановлен и к 18.01.1921 г. находился в строю без вооружения как «ЗАВИДНЫЙ». После ремонта вошел в состав дивизиона сторожевых катеров МСЧМ. В июне 1921 находился в Новороссийске. 24.09.1921 г. стоял в кап.ремонте ( устанавливались 1шт. 47-мм пушка Гочкиса и 1 шт. 37-мм.).

24.10.1922 г. поступил приказ о сдаче в Черноморский отряд судов погран. охраны ГПУ как пограничный сторожевой катер. К концу апреля 1923 г. находился в Севастопольском отряде судов погран. охраны. 12.10. приказом по ГПУ № 418 сдан из флотилии в опер.подчинение местному погран. полку ГПУ. 14.11. приказом по ГПУ катер вернули МСЧМ. Катер был списан только в 1926 году.

№ 239, шел в Россию на норвежском п / х. «LEDАL».Задержался в Норвегии и зиму 1915-1916 гг.стоял в Варде. Вступил в строй только к концу 10.1916 г. как № 328 во 2 отделении. Дальше все традиционно, но, этот катер тоже сумел уйти в январе 1918 года в Севастополь. Дальше все как и у катера 237: немцы, интервенты, МСЮР. Дальше следы теряются.

Мы с вами перебрали практически все катера 1-й и 2-й партий, с двигателями Ван Блерка. Все они оказались во 2-м и 3-м отделениях дивизиона сторожевых катеров. Второе отделение частично досталось грузинам. частично "белым".

Возникает вопрос: у "красных" в Азовской флотилии числятся несколько "Гринпортов" Они-то откуда? Смотрим 1-е отделение дивизиона? (Может там они?)