Найти тему
Это Краснов

Проект дешевой Tesla Model 2 близок к краху. Маск ставит на роботакси

Недавно писал о серьёзном падении акций Tesla, и одна из причин — узкий и стареющий модельный ряд. Компании нужен новый бестселлер, и таковым, по идее, должна стать новая «Тесла», которую в народе окрестили Model 2. По замыслу её цена будет менее $25 тысяч, что примерно вдвое ниже средней стоимости электромобиля в США — по крайней мере, таков был анонс в 2020 году. Запустить производство хотели в 2025 году.

На днях агентство Reuters со ссылкой на три источника внутри компании сообщило, что проект Model 2 (Redwood) свернут. Илон Маск отреагировал мгновенно и жёстко, обвинив агентство во лжи, что, однако, не рассеяло всех сомнений. Даже если проект действительно отменён, Маску выгоднее всё отрицать, чтобы акции компании не просели ещё сильнее. Потом можно сказать, что в тот момент решение не было принято и шли бурные обсуждения.

Ранний эскиз Tesla Model 2
Ранний эскиз Tesla Model 2

Масла в огонь подлило и следующее заявление Маска, который внезапно назначил презентацию тесловского Robotaxi на 8 августа 2024 года. Это связанные проекты, поскольку шасси Model 2 должно лечь в основу автопилотируемого такси. Причём сам Илона Маск изначально требовал разработать автомобиль вообще без педалей, руля и зеркал, заточенного исключительно под селфдрайв, но сотрудники компании уговорили его развивать две концепции: условную Model 2 для гражданского рынка и автопилотируемое такси для коммерческого.

Я, кстати, не удивляюсь, если Маск в самом деле решил отказаться от проекта дешёвой «Теслы» в пользу роботакси, как он и хотел изначально. И тут есть несколько резонов.

Cделать электромобиль с ценой менее $25 000 в США весьма проблематично, и даже устаревший Chevrolet Bolt и Nissan Leaf стоят дороже. Но мало сделать машину дешёвой: она должна апеллировать к небогатым покупателям, и быть не просто доступной, но и достаточно дальнобойной и практичной. Если клиент, выбирающий Porsche Taycan, может иметь в гараже Cayenne для дальних поездок, то Tesla 2 зачастую будет основной машиной. А сделать её одновременно доступной и дальнобойной, вероятно, пока проблематично — в данный момент прорывных технологий у «Тесла» не просматривается. К тому же компания испытывает проблемы с наращиванием производства новых батарей формата 4680, и остаётся зависима от азиатских поставщиков.

Тесловское роботакси первоначально предполагало совершенно иную концепцию, что видно по компоновке салона. Думаю, реальная машина будет чуть более традиционной
Тесловское роботакси первоначально предполагало совершенно иную концепцию, что видно по компоновке салона. Думаю, реальная машина будет чуть более традиционной

Не забудем и про китайские компании, которые уже освоили нишу до $25 000, превратив «Теслу» в догоняющего. На этом фоне роботакси может казаться Маску куда более здравой перспективой, ведь для корпоративных клиентов, которые берут машины по лизинговым схемам, начальная цена не всегда принципиальна: им важнее общая стоимость эксплуатации. А отсутствие водителя сильно снижает расходы, позволяя закрыть глаза на повышенную цену электромобиля. То есть роботакси не обязательно укладываться в означенные $25 000.

Много ли экономит отсутствие водителя? Мне сложно сделать расчёт для американского рынка, но прикинем для России: пусть условный таксист с белой зарплатой получает 60 тысяч рублей в месяц, а компания с учётом всех отчислений платит за него 90 тысяч рублей. Годовой зарплатный фонд превысит миллион рублей, то есть за условные семь лет эксплуатации машины расходы на водителя составят 2-3 цены автомобиля (не считая страховок, больничных и пр.). Добавьте к этому, что автопилот может работать не 8-12 часов в сутки, а, допустим, 16-20 (с учётом перезарядки такси), то есть за двоих. Поэтому избавление от водителей является влажной мечтой всех таксопарков мира.

Формально Tesla освоила автопилоты лишь 2 уровня, которые обязывают водителя не только следить за дорогой, но и держать руки на руля. Но по факту автомобиль с FSD v12 едет самостоятельно 99% времени
Формально Tesla освоила автопилоты лишь 2 уровня, которые обязывают водителя не только следить за дорогой, но и держать руки на руля. Но по факту автомобиль с FSD v12 едет самостоятельно 99% времени

Конечно, эта концепция работает только в случае по-настоящему классного автопилота, который не попадает в аварии и не раздражает клиентов заторможенной ездой. Удастся ли «Тесле» добиться этого уже в 2024 году? В целом, это возможно: скажем, новая версия FSD v12 на обычных «Теслах» впечатляет естественностью пилотажа и является большим шагом вперёд по сравнению с v11. Она ещё делает глупые ошибки и порой заходит в тупик (можете найти видео с тест-драйвами), но в целом способна отрабатывать 99% ситуаций без помощи водителя. Последний процент обычно самый сложный, но и Tesla занимается автопилотами не первый день.

К тому же роботакси уже есть, например, в Сан-Франциско ездят Jaguar F-Pace компании Waymo, у которых ещё остались рудиментарные руль и педали, но водителя в салоне уже нет. Судя по видео, ездят они вполне прилично: от такси, собственно, многого и не ждёшь.

Роботакси Waymo уже работает в коммерческом режиме. Хотя есть и негатив местных жителей (когда внедрялись автомобили, извозчики тоже были недовольны)
Роботакси Waymo уже работает в коммерческом режиме. Хотя есть и негатив местных жителей (когда внедрялись автомобили, извозчики тоже были недовольны)

Возможно, Илон Маск хочет сделать ход конём: раз люди не рвутся покупать новые электромобили, он пересадит их на такси, но тоже электрические. Не знаю, удастся ли это Маску, но я вполне верю, что в обозримом будущем роботакси станут нормой, а личное владение автомобилем превратится в обузу. В интересные годы мы живём.