Недавно писал о серьёзном падении акций Tesla, и одна из причин — узкий и стареющий модельный ряд. Компании нужен новый бестселлер, и таковым, по идее, должна стать новая «Тесла», которую в народе окрестили Model 2. По замыслу её цена будет менее $25 тысяч, что примерно вдвое ниже средней стоимости электромобиля в США — по крайней мере, таков был анонс в 2020 году. Запустить производство хотели в 2025 году.
На днях агентство Reuters со ссылкой на три источника внутри компании сообщило, что проект Model 2 (Redwood) свернут. Илон Маск отреагировал мгновенно и жёстко, обвинив агентство во лжи, что, однако, не рассеяло всех сомнений. Даже если проект действительно отменён, Маску выгоднее всё отрицать, чтобы акции компании не просели ещё сильнее. Потом можно сказать, что в тот момент решение не было принято и шли бурные обсуждения.
Масла в огонь подлило и следующее заявление Маска, который внезапно назначил презентацию тесловского Robotaxi на 8 августа 2024 года. Это связанные проекты, поскольку шасси Model 2 должно лечь в основу автопилотируемого такси. Причём сам Илона Маск изначально требовал разработать автомобиль вообще без педалей, руля и зеркал, заточенного исключительно под селфдрайв, но сотрудники компании уговорили его развивать две концепции: условную Model 2 для гражданского рынка и автопилотируемое такси для коммерческого.
Я, кстати, не удивляюсь, если Маск в самом деле решил отказаться от проекта дешёвой «Теслы» в пользу роботакси, как он и хотел изначально. И тут есть несколько резонов.
Cделать электромобиль с ценой менее $25 000 в США весьма проблематично, и даже устаревший Chevrolet Bolt и Nissan Leaf стоят дороже. Но мало сделать машину дешёвой: она должна апеллировать к небогатым покупателям, и быть не просто доступной, но и достаточно дальнобойной и практичной. Если клиент, выбирающий Porsche Taycan, может иметь в гараже Cayenne для дальних поездок, то Tesla 2 зачастую будет основной машиной. А сделать её одновременно доступной и дальнобойной, вероятно, пока проблематично — в данный момент прорывных технологий у «Тесла» не просматривается. К тому же компания испытывает проблемы с наращиванием производства новых батарей формата 4680, и остаётся зависима от азиатских поставщиков.
Не забудем и про китайские компании, которые уже освоили нишу до $25 000, превратив «Теслу» в догоняющего. На этом фоне роботакси может казаться Маску куда более здравой перспективой, ведь для корпоративных клиентов, которые берут машины по лизинговым схемам, начальная цена не всегда принципиальна: им важнее общая стоимость эксплуатации. А отсутствие водителя сильно снижает расходы, позволяя закрыть глаза на повышенную цену электромобиля. То есть роботакси не обязательно укладываться в означенные $25 000.
Много ли экономит отсутствие водителя? Мне сложно сделать расчёт для американского рынка, но прикинем для России: пусть условный таксист с белой зарплатой получает 60 тысяч рублей в месяц, а компания с учётом всех отчислений платит за него 90 тысяч рублей. Годовой зарплатный фонд превысит миллион рублей, то есть за условные семь лет эксплуатации машины расходы на водителя составят 2-3 цены автомобиля (не считая страховок, больничных и пр.). Добавьте к этому, что автопилот может работать не 8-12 часов в сутки, а, допустим, 16-20 (с учётом перезарядки такси), то есть за двоих. Поэтому избавление от водителей является влажной мечтой всех таксопарков мира.
Конечно, эта концепция работает только в случае по-настоящему классного автопилота, который не попадает в аварии и не раздражает клиентов заторможенной ездой. Удастся ли «Тесле» добиться этого уже в 2024 году? В целом, это возможно: скажем, новая версия FSD v12 на обычных «Теслах» впечатляет естественностью пилотажа и является большим шагом вперёд по сравнению с v11. Она ещё делает глупые ошибки и порой заходит в тупик (можете найти видео с тест-драйвами), но в целом способна отрабатывать 99% ситуаций без помощи водителя. Последний процент обычно самый сложный, но и Tesla занимается автопилотами не первый день.
К тому же роботакси уже есть, например, в Сан-Франциско ездят Jaguar F-Pace компании Waymo, у которых ещё остались рудиментарные руль и педали, но водителя в салоне уже нет. Судя по видео, ездят они вполне прилично: от такси, собственно, многого и не ждёшь.
Возможно, Илон Маск хочет сделать ход конём: раз люди не рвутся покупать новые электромобили, он пересадит их на такси, но тоже электрические. Не знаю, удастся ли это Маску, но я вполне верю, что в обозримом будущем роботакси станут нормой, а личное владение автомобилем превратится в обузу. В интересные годы мы живём.