ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Эта история о моих серьезных отношениях с молодым человеком, который обладал редкими ценными качествами, и при этом имел психический недуг под названием ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство).
Что это за расстройство такое, и в чем оно проявляется? ОКР- это невроз навязчивых состояний.
Если говорить грубо, у человека в голове возникает навязчивая мысль (обсессия), как правило, очень негативного характера (моя кошка умрет, моя мама попадет в дтп, самолёт упадет и т.д.) и не даёт ему покоя, пока он "не потушит" ее каким-либо действием (компульсией), больной как будто "отменяет" данную тревожную мысль, совершая какой-либо ритуал, например, помоет руки, или пройдет только по белым квадратам на паркете, или заново откроет дверь и зайдет в помещение и т.д.. В этот момент, когда он совершает компульсию, его мысль должна улетучиться. И до тех пор, пока она не перестанет "вставать в голове", человек обязан (перед самим собой) совершать эти, "отменяющие мысль", действия вновь и вновь.
Такое заболевание было у Юры.
Это обнаружилось достаточно скоро после нашего знакомства и нисколько меня не смутило. Я кое-что знала о недуге ещё до нашей встречи - и понимала, что люди, у которых диагностировали данное расстройство, безопасны для общества и зачастую являются очень здравомыслящими и логичными. Мое знакомство с Юрой только подтвердило данный факт.
У Юры начались проблемы со здоровьем после смерти его бабушки, когда он был в пубертатном возрасте. Стресс выступил триггером, предрасположенность же к заболеванию была ещё до этого.
Юра часами мог мыться в душе, потому что "плохие мысли" не давали ему выйти из ванны, и он снова и снова намыливался и смывал с себя пену, чтобы "обезвредить" возникшую плохую мысль.
Люди в этот момент убеждены, что если они не сделают какое-то действие - ритуал, то непременно случится что-то плохое.
К моменту, когда мы встретились, Юру уже полечили в психиатрической больнице, но эффект от препаратов был ужасным - он чувствовал себя "овощем" без эмоций.
К врачам он больше не обращался и старался учиться как-то жить с ОКР, справляясь с недугом самостоятельно.
Главные враги данного заболевания - это стресс, тревога и нездоровый образ жизни.
Не скажу, что болезнь сильно влияла на нашу жизнь, но мы теряли довольно много времени, пока Юра совершал свои ритуалы, а также зачастую на людях это приковывало внимание (мне было все равно, что на нас смотрят и оглядываются).
Когда я "открыла" ему истину, что, если он не совершит ритуал, нивелирующий "злое действие мысли", ничего и так не случится, Юра воскликнул:"В свое время мне никто этого не объяснил!.."
Но, конечно, так это не работает. Недостаточно просто рационализировать ситуацию - доказано, что на химическом (нейромедиаторном) уровне в мозге возникает "загвоздка". Для этого нужно принимать определенные препараты по рецепту врача-психиатра, которые оказывают положительное влияние на химию мозга, и восстанавливают необходимый нейромедиаторный баланс. То же и при депрессии: недостаточно просто сказать больному - хватит лениться, хандра от безделья. Нужна грамотная фармакотерапия.
К сожалению, в свои 21-22 я не догадалась порекомендовать Юре сходить к другому психиатру, который использовал бы современные методы лечения данного заболевания. Тогда казалось, что, раз ему не помогли в крупном госучреждении, одном из ведущих в Москве в области психиатрии, ничего нового врачи не предложат.
У Юры были красные сухие руки от постоянного мытья. Мы часами не могли выйти из дома на прогулку, потому что Юра не мог справиться со своими мыслями. Важно не торопить человека в этот момент. Это лишь повышает градус его тревоги.
Юра почти никогда не делился со мной мыслями, которые его посещали - это были страшные неприятные картины, которые вряд ли бы кому хотелось услышать, особенно, если в них фигурируешь ты сам.
Я просто терпеливо ждала, пока Юра сделает всё необходимые ему ритуалы, занималась своими делами: мне важно было не повышать уровень его тревоги своим излишним вниманием, комментариями или уж тем более осуждением или недовольством. В такие моменты его лучше было не трогать. Он как бы уходил в себя, сосредотачивался на том, чтобы одной своей мыслью победить другую.
Я очень сочувствую людям, которые живут с ОКР, и знаю, что это, не по наслышке. Расстройство невыносимо тяжелое и очень сильно снижает качество жизни. Однако, насколько мне известно, фармакотерапия не стоит на месте, и сейчас можно благополучно справляться с проявлениями ОКР при помощи препаратов (в рамках лечения у врача-психиатра).
Всем здоровья!