Найти тему

Основные проблемы в работе по постановке звуков. Нарушения дыхания.

Пришло время поговорить о самом веселом пункте логопедического занятия - нарушение дыхания.  Мы уже знакомили вас с основными проблемами в работе логопеда и обсуждали важные вопросы о нарушении мышечного тонуса, повторении, автоматизации, слоговой структуре слова. Двигаемся дальше!

Итак, игр для развития дыхания, инструментов, упражнений огромное количество и самое простое - это подуть себе на ладошку. С преподавателем, логопедом-дефектологом и экспертом Федеративной Академии Дополнительного Образования Людмилой Коноваловой рассмотрим сегодня ошибки в работе логопеда и типах дыхания.

Ошибки и как их избежать ошибок:

  • Если вы используете игровые пособия, очень ВАЖНО выбирать размер шарика! Дети часто делают вдох, а не выдох, особенно если игрушка новая и красочная. Не рискуйте.

  • Проводить дыхательные упражнения и игры сидя за столом или склонившись над поверхностью! Статические упражнения дыхательной гимнастики в положении сидя проводятся с ровной спиной. Обратите внимание как сидит ребенок. Часто наши ученики сидят согнувшись, на копчике. В таком положении диафрагмального дыхания не добиться. Наклонившись над столом, дыхание будет поверхностное, подключичное. Да, весело, и мячик в ворота попал, только задача не решена.

  • Следите за вдохом ребенка. Короткий вдох, короткий выдох- малый объем воздуха. Диафрагма не участвует в дыхании. Ребенок должен делать вдох животом, а не вытягивать шею. Если ребенок не понимает, что вы от него хотите, выполняйте упражнения в положении лежа, показывайте, как напрягается ваш живот. Дуть на игрушку-крутилку «ветерок», прекрасно получается лежа на полу. Если вы используете мяч, чтобы показать ребенку как двигается живот, то следите за вдохом. Часто дети просто начинают напрягать брюшные мышцы, чтобы мячик двигался. Начните упражнения с максимального ВЫДОХА, сделать его ребенку гораздо проще.

Какие же задачи стоят перед логопедом при выполнении дыхательных упражнений:

1. Формировать диафрагмальное дыхание

2. Формировать речевой выдох, длинную воздушную струю

3. Дифференцировать ротовой и носовой выдох\вдох.

Какие проблемы мы видим у ребенка с несформированным речевым выдохом:

  1. Нарушение голоса
  2. Нарушение звукопроизношения (включая гласные звуки)
  3. Голоса не хватает чтобы договорить фразу или предложение до конца, ребенок делает дополнительный вдох в середине слова\фразы\предложения. (если вы работаете с заиканием, уделите больше внимания данной проблеме)
  4. Голос ребенка затухает (одна из основных проблем в работе с дизартрией)
  5. Назальный оттенок голоса (здесь потребуется дифференциация носового\речевого дыхания)
  6. Тихая, слабая, речь
  7. Нарушение просодики.

Наш эксперт также напоминает, что голос и дыхание единое целое. Работая с патологией голоса, логопед должен много внимания уделять проблемам дыхания.

-2

Какие типы дыхания бывают:

  • Подключичное, межреберное дыхание. Мы будем наблюдать зажатые вывернутые чуть вперед плечи. Короткий вдох и выдох. Данный тип дыхания свойственен детям с заиканием, тревожным детям. Если вы работаете с таким ребенком, перед выполнением дыхательных упражнений снимите напряжение с мышц плечевого пояса.

  • Диафрагмальное дыхание. Идеальное дыхание для полноценной речи. Задействованы мышцы живота и диафрагмы. Недостаточно научиться двигать животиком. Необходимы крепкие мышцы брюшного пресса.

  • Смешанный тип дыхания. Следите за правильным положением тела во время дыхательной гимнастики. При данном типе дыхания добиться хорошего речевого выдоха достаточно просто.

Дорогие читатели, мы рады делиться с вами полезной информацией и будем рады вашей обратной связи в комментариях, также в чате нашего клуба для логопедов, педагогов и родителей. Наш клуб удивительное место для роста, обмена опытом и поиска поддержки. До встречи в клубе!