Найти в Дзене
Т-34

Звезды на фюзеляже

С ЕВГЕНИЕМ Радченко мы впервые встретились в августе 1940 года при поступлении в школу лётчиков.

В качестве эксперимента сюда впервые начали принимать молодёжь, не прошедшую подготовку в аэроклубах. Нелегко было новичкам осваивать лётное дело. Но Радченко сразу вышел в число передовиков.

В 1942 году он воевал на Южном фронте. А в сентябре того же года на своём истребителе в воздушном бою сбивает первый самолёт противника.

Начало было удачным. За годы войны Е. Радченко совершил 365 боевых вылетов, записал на свой счёт 12 фашистских стервятников.

О том, как самоотверженно и мужественно действовали наши воздушные соколы, можно судить по тому эпизоду, который произошёл в апреле 1944 года.

Группа, в составе которой был и Радченко, получила задание сопровождать три шестёрки штурмовиков. Они шли бомбить аэродром противника.

Когда были почти у цели, подверглись яростной атаке со стороны вражеских истребителей, которые пытались заставить наших лётчиков сбросить бомбы, не доходя до объекта. Всё же прорвались. Нанесли сокрушительный удар по аэродрому и легли на обратный курс.

В это время младший лейтенант Стопа передал по радио: «Повреждён мотор. Произвожу вынужденную посадку в тылу врага».

Спустя несколько минут в наушниках раздался голос лётчика одного из штурмовиков: «Прикройте. Сажусь, чтобы забрать лейтенанта».

После приземления он передал, что взлететь не может: осколком снаряда пробило колесо.

Мигом откликнулся второй экипаж: «Иду на помощь».

Так на земле, занятой врагом, оказались три советских самолёта и пять храбрецов (три лётчика и два стрелка-радиста).

Радченко и другие истребители надёжно прикрывали эту смелую и рискованную операцию по спасению товарищей.

-2

Но как разместить пять человек на двухместном самолёте? Пошли на такой вариант: двое заняли заднюю кабину, два других пристроились на подкосах шасси в гондолах.

Самолёт благополучно взлетел, правда, пришлось во время полёта не убирать шасси.

В сентябре 1944 года авиационный полк перебазировался на новый аэродром. На рассвете Евгений в паре с лейтенантом Михаилом Китрарь (живёт и работает сейчас в Молдавии) собрался на боевое дежурство. Но едва успели занять места в кабинах, как на горизонте показались вражеские стервятники. С командного пункта полка взвилась ракета — сигнал для взлёта. В считанные секунды пара истребителей была в воздухе. С соседнего аэродрома поднялись ещё четыре.

Противник приближался плотным строем — бомбардировщики под прикрытием истребителей. Завязалась неравная схватка. Радченко крикнул по радио своему напарнику:

— Прикрой, иду в атаку!

Атака была стремительной, дерзкой и удачной: сбил один бомбардировщик, потом второй.

За тот бой Радченко был представлен к правительственной награде. К концу войны 10 орденов и 10 медалей украсили грудь лётчика. В том числе орден Ленина, два ордена Красного Знамени.

Донбасс, Крым, Молдавия, Венгрия, Австрия, Чехословакия — таким был боевой путь Евгения Радченко.

После войны передавал свой богатый фронтовой опыт и знания молодым пилотам.

С 1957 года подполковник Е. А. Радченко в запасе. Работал на различных предприятиях Тирасполя, активный общественник, часто выступает перед школьниками, студентами, молодыми рабочими. Есть что рассказать о боевых годах заслуженному воину.

В. КОЦУР, подполковник запаса (1980)