В любой сфере деятельности есть свой профессиональный сленг, который не только облегчает процесс коммуникации, но и помогает в формировании комьюнити. Мы собрали словарь из 30 ключевых профессиональных терминов, которые PR-специалисты используют в общении чаще всего. Enjoy!
Аудитория (целевая) — это группа людей, которую нужно достичь своими коммуникациями. Это аудитория потенциальных потребителей товара или услуги, объединённых общими признаками.
Пример использования: "Целевая аудитория нашего бренда - женщины в возрасте от 25 лет, у которых есть дети".
База СМИ - это “сборник” контактов СМИ с важной информацией о журналистах, редакторах и так далее.
Пример использования: "Нам нужно собрать базу СМИ по IT-тематике".
Бриф (brief) - это документ, который заполняет заказчик или работодатель до начала проекта. Обычно в нем прописывают примерные задачи и цели, возможные технические нюансы.
Пример использования: "Перед началом работы заполните, пожалуйста, бриф”.
Бенчмарк (benchmark) — показатель, который используется в качестве образцового.
Брендбук — официальный объемный документ, в котором собраны важные детали по компании: концепция бренда, атрибуты, целевая аудитория, позиционирование и другие данные.
Бэкграундер – информационный материал, предоставляющий необходимую информацию о компании в СМИ. Может являться дополнением к пресс-релизу.
Дайджест – это короткий обзор самых важных новостей, событий, фактов по определенной теме.
Драфт (draft) — черновик, который требует корректировки и согласования перед публикаций. В PR наиболее часто встречается в отношении текстовых материалов: статей, пресс-релизов, постов в социальных сетях, программы мероприятия.
Пример использования: "Драфт статьи".
Инфоповод - событие, которое вызывает интерес аудитории и СМИ. В PR инфоповод - это основа новости и пресс-релиза.
Пример использования: "Коллеги, с каким инфоповодом будем выходить в СМИ?".
Инвайт (invite) — приглашение на онлайн или офлайн мероприятие.
Пример использования: "Нам необходимо разослать инвайты на это мероприятие".
Индекс заметности - показатель, который отвечает за качественные характеристики присутствия в медиаполе, учитывая влиятельность СМИ и роль компании или персоны в публикациях.
Пример использования: "Нам необходимо опередить конкурентов по Индексу заметности".
Инфлюэнсеры — влиятельные личности в социальных сетях и интернет-пространстве, которые могут воздействовать на мнение и поведение своей аудитории.
Канал коммуникации (коммуникационный канал) — это путь, по которому бизнес может донести сообщение до целевой аудитории. Это могут быть социальные сети, статьи, email-рассылки.
Коллаб (или коллаборация) - это “партнерство”, сотрудничество между компаниями или людьми, в рамках которого создается что-то новое. Например, коллаб банка с популярным блогером или совместная линия продуктов двух брендов.
Пример использования: “Коллаборация двух российских брендов “Эконика” и Yuliawave”.
Коммуникационный аудит — это исследование внешних и внутренних коммуникационных потоков, проходящих через организацию, а также каналов коммуникации, позволяющее представить образ компании в глазах целевой аудитории.
Лонгрид - объемная статья с мультимедийным контентом. Например, лонгрид Коммерсантъ про Чернобыль.
Месседж - ключевое сообщение, которое планируют донести до целевой аудитории. Месседжи должны быть ясными и конкретными, потому что направлены на формирование определенных восприятий, убеждений или эмоций.
Метрика - показатель, используемый для оценки PR‐ кампании и показывающий, насколько были достигнуты ее промежуточные и конечные цели. Например, количество упоминаний в СМИ.
Пример использования: “В качестве основной метрики выбираем количество упоминаний в СМИ”.
Мониторинг СМИ - это анализ медиаполя компании, персоны или отрасли. Помогает оценить эффективность проделанной работы, отстроиться от конкурентов, изучить настрой аудитории к определенному продукту (тональность публикаций). Обычно для этой задачи используют специализированные системы. Например, СКАН-Интерфакс полностью автоматизирует процесс мониторинга.
Ньюсджекинг - другими словами “ситуативный PR” или интеграция своего бренда или продукта в происходящее в мире. Например, сюда можно отнести комментарийную работу. Инфоповод в данном случае может быть абсолютно любым: предсказуемым. Главное – найти подходящую новость и вовремя на нее среагировать.
Охват аудитории — одна из самых популярных метрик в PR. Она показывает, сколько человек потенциально могли увидеть или прочитать ваше сообщение.
Питч (pitching letter) — это краткое предложение журналистам возможных тем и историй, новостных поводов, содержащих ключевые сообщения компании.
Пример использования: “Мы запустили новый функционал, нужно запитчить ведущие СМИ” или “Наш питч понравился изданию, его согласовали”.
Пресс-клиппинг — один из основных инструментов PR, который помогает оценить эффективность разосланных пресс-релизов в СМИ. мониторинг средств массовой информации, подборка публикаций в средствах массовой информации, осуществляемых по определенному поводу/теме/компании.
Пресс-релиз — официальное сообщение для СМИ, раскрывающее важные новости, события или изменения в компании. В основе пресс-релиза всегда лежит инфоповод.
Пресс-конференция — это целенаправленная встреча группы лиц с представителями СМИ, целью которой является освещение в прессе важной информации из первых уст.
Пресс-кит, медиа-кит — это комплект нескольких текстовых, аудио- и визуальных документов, в которых содержится подробная информация о проекте, организации или событии.
Пресс-тур – это PR-мероприятие для СМИ, целью которого является формирование пула лояльных журналистов и, как следствие, увеличение возможности написания позитивных материалов о продукте в желаемых изданиях.
Сарафанное радио - это механизм распространения информации о бренде и его товарах через добровольное и бесплатное обсуждение этой информации самими клиентами.
Спикер — публичное лицо, представляющее компанию в СМИ и на мероприятиях: прямая речь в пресс-релизах, авторство статей, выступление на конференциях и т.д.
Черный пиар - это термин российского происхождения, под которым подразумеваются мероприятия, направленные на формирование негативного образа компании, бренда или личности в глазах целевой аудитории.
Как вы могли заметить, профессиональный сленг PR-специалиста максимально разнообразный. Мы собрали малую часть наиболее распространенных терминов. Запоминайте и делитесь ими с коллегами!
Не забудьте подписаться на наш канал, вторая часть “словаря” не за горами!