Если вы замечаете за собой интерес и любовь к словам и понятиям, которые на первый взгляд являются сложными, значит эта статья для вас. Чаще всего люди ассоциируют понятие сложный с трудный, и достраивают логический ряд до невозможного, невыполнимого и неинтересного.
Предлагаю поиграть с этим словом, выйти за рамки общепринятого понимания. «Сложный» - один из семантических рядов – «ложный» или «сложенный из частей». И если мы так начинаем размышлять, то находим новые смыслы, а значит и новые варианты решений, реакций, поведения.
Но есть ещё более широкий подход и взгляд на привычные вещи, понятия, смысловые значения, особенно в отношении чужих жизненных ситуаций, проживания и переживания их как собственных. Мы расширяем свой мир, извлекая уроки из историй других людей. Эта практика позволяет человеку начать мыслить как бы за пределами своего мира познаний. Такое мышление называют трансцендентным.
Важное подтверждение того, что такой тип мышления может со временем развивать мозг взрослого человека, и особенно подростков, опубликовано в исследовании команды учёных Центра аффективной нейронауки Университета Южной Калифорнии.
Исследование длилось 5 лет и в нём участвовало 65 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. То есть, это были и школьники, и студенты начальных курсов. Задача стояла не в том, чтобы сравнить молодых людей, занимающихся «трансцендентным мышлением» со сверстниками, которые этого не делали. Ученые хотели узнать, как менялся их головной мозг. Выяснилось, что в результате практики выхода за рамки непосредственного контекста, со временем не только улучшается координация мозговых сетей, но и получается предсказывать ключевые психосоциальные результаты в молодом возрасте.
Опираясь на научные данные, можно сказать, что у молодых людей, практикующих трансцендентное мышление, обнаружен больший рост координации мозговой сети. А это имеет прямую связь с психическим здоровьем, способствует формированию позитивного мышления и развитию личности, удовлетворенной жизнью.
Можно предположить, что поощрение подростков к изучению сложных точек зрения и эмоций способно оказать глубокое влияние на развитие их мозга и общее благополучие. Отличный повод для родителей и образовательных учреждений взять новаторские открытия и внедрить их в образовательные программы, которые способствуя такому мышлению, будут положительно влиять на когнитивное и эмоциональное развитие подростков.
Отмечу, что такой тип мышления и его развитие я практикую на занятиях по майнд-фитнесу и управлению стрессом. Я предлагаю клиентам в качестве тренировочных упражнений проанализировать ситуации на предмет их более глубокого значения или контекста, из которого они сложились. Мы тренируемся одновременно находиться в моменте «здесь и сейчас», и в тоже время выходим за его рамки. Фиксируем воспоминания, воображаем будущее, учимся распознавать и переживать эмоции, проявлять эмпатию, чувство благодарности и доброжелательности, искренней радости мелочам и восхищение добродетелью, развиваем мечтательность и творческое мышление.
Опираясь на слова профессора USC Rossier Мэри Хелен Иммордино-Янг, возглавляющего исследовательскую группу по эксперименту трансцендентного мышления у подростков:
«Эти результаты имеют важные последствия для проектирования средних и старших школ, а также, возможно, для психического здоровья подростков, ибо важно учитывать потребности подростков, чтобы они могли учитывать сложные точки зрения и эмоции по поводу социальной и личной значимости проблем, например, с помощью образовательных подходов, ориентированных на гражданственность»
, — дополню лишь, что уже сейчас есть много профессиональных майнд-фитнес тренеров, которые составляют качественные индивидуальные и групповые тренировки видов мышления и когнитивных навыков у подростков и молодых людей. И они с радостью поделятся своим опытом и навыками, внося существенный вклад в развитие и становление личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, улучшение качества собственной жизни и жизни всего социокультурного общества. Ну а если вы хотите уметь самостоятельно составлять такие программы, рекомендую рассмотреть обучение в первой международной школе майнд-финтеса Mind Fitness School.
Автор: Наталья Тихонова, майнд-фитнес тренер, коуч мышления и принятия решений, тренер по управлению стрессом, выпускница MFS