Разрешение септаккордов — важный и неизбежный этап изучения музыкальной гармонии, который объясняет, куда и почему движутся звуки аккорда, как образуются аккордовые последовательности и каким законам они подчиняются.
Обратимся к основам музыкальной теории и постараемся понять, как правильно разрешать главные септаккорды и зачем нам нужно это делать?
Зачем разрешать септаккорды?
Любой септаккорд — это диссонирующее созвучие: между верхним тоном и басом образуется септима, то есть неблагозвучный, неустойчивый интервал. Именно в неустойчивости и кроется движущая «сила» септаккорда: то, что было неустойчивым, должно в конце концов стать устойчивым (таковы правила ладового тяготения).
Больше о септаккордах читайте в нашей шпаргалке
Как строить септаккорды: основные правила
Виды разрешений
Септаккорды можно разрешить двумя способами: автентически и плагально.
Автентическое разрешение подразумевает перемещение септимы на одну ступень вниз, а при плагальном разрешении септима своего положения не меняет.
Разрешение доминантсептаккорда
В музыкальных школах разрешение доминантсептаккорда (малого мажорного септаккорда) — одно из «любимых» заданий на экзаменах. На самом деле, разрешать D7 не так сложно.
Доминантсептаккорд принято разрешать автентическим способом. Правила ладового тяготения сами направляют септаккорд:
- септима (IV ступень лада) спускается на тон вниз (так как IV ступень тяготеет к III);
- терцовый тон (VII ступень лада) и квинтовый тон (II ступень лада) движутся в тонику (VII ступень разрешается в I, а II — в I соответственно);
- основной тон (V ступень лада) также стремится к тонике (происходит скачок на кварту вверх).
В результате разрешения получаем неполное тоническое трезвучие без квинты, но с утроенной примой.
Обращения D7 (доминантовый квинтсекстаккорд D65 терцквартаккорд D43 и секундаккорд D2) разрешают также согласно принципам ладового тяготения. Прима доминантсептаккорда (то есть V ступень лада) при разрешении остается на месте.
Можем заметить, что при разрешении D65 и D43 образуются тонические трезвучия, а разрешение D2 приводит к образованию тонического секстаккорда.
Разрешение вводного септаккорда
Как мы помним, к вводным септаккордам относят септаккорды, построенные на VII ступени: малый вводный (малый минорный или мУм7) и уменьшенный вводный (уменьшенный или умУм7).
Способ разрешения вводных септаккордов — автентический. Вводный септаккорд переходит в тоническое трезвучие с удвоенное терцией (это делается для того, чтобы избежать появление параллельных квинт), а обращения вводного септаккорда разрешаются в обращения тонического трезвучия с удвоенной терцией.
Обратите внимание, что при разрешении мУм43 образуется T6 с удвоенной терцией, которые расположены на расстоянии октавы.
Вводный септаккорд можно также разрешать через доминантсептаккорд и его обращения. Для этого перемещаем лишь один звук: септиму вводного септаккорда двигаем на ступень вниз, и, таким образом, получаем доминантсептаккорд (или обращение). С тем, как разрешать доминантсептаккорды, мы уже познакомились.
Разрешение малого вводного септаккорда через D65.
Разрешение септаккордов II ступени
Септаккордами II ступени являются малый минорный септаккорд (мМ7) в натуральном мажоре и мелодическом миноре и малый септаккорд с уменьшенной квинтой (мУм7) в натуральном и гармоническом миноре и в гармоническом и мелодическом мажоре.
Способ разрешения септаккордов II ступени и обращений — плагальный, то есть при разрешении септима остается на месте, а квинта лада (реже — терция) удваивается.
Помимо плагального способа септаккорды II ступени можно разрешать через доминантсептаккорд и его обращения (согласно «правилу креста»):
Так, например, мУм7 сначала разрешается в D43, а затем — в Т53. В свою очередь, мУм43 будет разрешаться в D7. Принцип изображен на картинке выше.
Хотя любой септаккорд можно разрешить сразу двумя способами (как автентическим, так и плагальным), в музыкальных школах рассматривают наиболее типичные для того или иного септаккорда разрешения (то есть, лишь один из вариантов).