Септаккорд — один из главных «двигателей» мелодии. Из-за своей структуры и неустойчивости септаккорд может показаться сложным, непонятным и даже страшным созвучием. Но так ли это на самом деле?
Ниже постараемся объяснить, что такое септаккорд, как его строить и какие виды используются в классической и современной гармонии.
Фото: Фабрика «Тульская гармонь», пианино «Мелодия»
Понятие септаккорда
Септаккорд — это аккорд, который состоит из четырех одновременно сыгранных нот, закономерно расположенных по терциям. Иными словами, септаккорд — это трезвучие, к которому добавляют еще одну терцию сверху.
Отличительная черта септаккорда — его диссонирующее звучание: крайние звуки септаккорда образуют септиму, то есть, неустойчивый интервал. И потому он требует разрешения.
Примечание: в современной музыке септаккорды могут оставаться и неразрешенными. Композиторы используют данный прием, чтобы создать эффект недосказанности. Однако любое отхождение от классических правил возможно только после подробного изучения и освоения теории гармонии, так как требует высокого уровня мастерства и многолетнего опыта!
Каждый тон септаккорда носит название того интервала, который образуется между данным тоном и нижним, опорным. Названия звуков не меняются даже при обращении аккордов, то есть их тональном перемещении. Таким образом, септаккорд состоит из:
- основного тона, или примы (в основании);
- терцового тона, или терции;
- квинтового тона, или квинты;
- септимового тона, или септимы (наверху).
Виды септаккордов
Хотя теоретически мы можем построить 16 видов септаккордов, только 7 из них действительно используются в музыке.
Вид септаккорда определяется двумя факторами:
- видом септимы, образованной между крайними звуками аккорда (м.7, б.7, ум.7 и почти не используемая ув.7);
- видом трезвучия, входящего в состав септаккорда (мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное).
Септаккорды обычно обозначаются маленькой цифрой 7, приписанной к буквенному сочетанию: первая буква указывает на вид септимы, вторая — на вид трезвучия. Например, бБ7 (большой мажорный септаккорд), мУм7 (малый уменьшенный септаккорд).
Также септаккорд может быть обозначен римской цифрой, указывающей на ладовое положение аккорда (то есть ступень): например, V7 (доминантсептаккорд).
Септаккорды в теории могли бы строиться на всех ступенях лада. Однако все не так просто. Например, в классической музыке септаккорд, диссонирующий аккорд, не мог быть тоническим, так как тоника — это устойчивый звук. С XIX века тонический септаккорд все же стал использоваться в гармонии.
Теперь рассмотрим каждый из видов септаккорда подробнее.
1. Большой мажорный септаккорд (бБ7): б.3 + м.3 + б.3
Большой мажорный септаккорд может строиться как в мажоре, так и в миноре:
- в натуральном мажоре бБ7 строится на I и IV ступенях;
- в гармоническом мажоре бБ7 строится только на I ступени;
- в натуральном миноре бБ7 строится на III и VI ступенях;
- в гармоническом миноре бБ7 строится на VI ступени.
2. Большой минорный септаккорд (бМ7): м.3 + б.3 + б.3
Большой минорный септаккорд может быть построен только в гармоническом мажоре и миноре, так как терцовый и септимовый тоны образуют ув.5 (характерный интервал, который возможен только в гармоническом звукоряде).
Ступени, на которых строится бМ7:
- в гармоническом и мелодическом мажоре бМ7 строится на IV ступени;
- в гармоническом и мелодическом миноре бМ7 строится на I ступени.
3. Большой увеличенный септаккорд (бУв7): б.3 + б.3 + м.3
- В гармоническом и мелодическом мажоре бУв7 строится на VIb ступени;
- в гармоническом и мелодическом миноре бУв7 строится на III ступени.
Обратите внимание, что бУв7 образуется на тех же ступенях, что и ув.5. Это просто объяснить: в основе септаккорда лежит увеличенная квинта (между основным и квинтовым тонами).
4. Малый мажорный септаккорд (мБ7): б.3 + м.3 + м.3
Малый мажорный септаккорд более известен как доминантсептаккорд, и потому чаще обозначается так: D7 или V7. Его можно считать наиболее используемым четырехзвучием (особенно в современной музыке).
Что очевидно из названия, доминантсептаккорд строится на V ступени натурального и гармонического мажора, а также гармонического и мелодического минора.
5. Малый минорный септаккорд (мМ7): м.3 + б.3 + м.3
- в натуральном мажоре мМ7 строится на II, III и VI ступенях;
- в гармоническом мажоре мМ7 строится на III ступени;
- в мелодическом мажоре мМ7 строится на V ступени;
- в натуральном миноре мМ7 строится на I, IV и V ступенях;
- в гармоническом миноре мМ7 строится на IV ступени;
- в мелодическом миноре мМ7 строится на II ступени.
6. Малый уменьшенный септаккорд (мУм7): м.3 + м.3 + б.3
Малый уменьшенный септаккорд по-другому называют малым септаккордом с уменьшенной квинтой. Чаще именно этот термин встречается в учебниках по сольфеджио и гармонии.
- в натуральном мажоре мУм7 строится на VII ступени;
- в гармоническом и мелодическом мажоре мУм7 строится на II ступени;
- в натуральном и гармоническом миноре мУм7 строится на II ступени;
- в мелодическом миноре мУм7 строится на VI# и VII# ступенях.
7. Уменьшенный септаккорд (умУм7): м.3 + м.3 + м.3
Можно сказать, что этот септаккорд дважды уменьшен: в его построении участвуют уменьшенное трезвучие и малая терция, а крайние звуки аккорда образуют уменьшенную септиму.
УмУм7 образуется только в гармоническом мажоре и миноре на VII ступени (в миноре — на повышенной VII), и поэтому всегда тяготеет к тонике.
Важно запомнить
Основные и наиболее используемые септаккорды строятся на II, V и VII ступенях лада:
- в зависимости от ладового наклонения на II ступени могут встретиться малый минорный и малый уменьшенный септаккорды (их также называют септаккордами II ступени);
- на V ступени образуется доминантсептаккорд;
- VII ступень может быть основанием малого уменьшенного и уменьшенного септаккордов.
Септаккорды, построенные на VII ступени (мУм7 и умУм7), считаются вводными. Малый минорный септаккорд называют малым вводным, а уменьшенный — уменьшенным вводным.
Таким образом, в гармоническом мажоре и гармоническом миноре представлены все семь видов септаккордов, в натуральном ладовом наклонении — четыре вида (бБ7, мБ7, мМ7, мУм7), в мелодическом — пять (за исключением большого мажорного и уменьшенного).
Обращения септаккордов
Как любой аккорд и интервал, септаккорд можно обращать. Для каждого септаккорда существует три обращения:
- квинтсекстаккорд 65 (основной тон перемещается наверх, а в басу остается терцовый);
- терцквартаккорд 43 (в басу помещается квинтовый тон, терцовый становится верхним);
- секундаккорд 2 (басовым тоном становится септимовый тон, образующий с основным тоном секунду).
Для лучшего понимания теории следует обратить внимание на конкретные примеры обращений септаккорда:
Септаккорд — это удивительное сочетание звуков, которое делает музыку живой и объемной. Движущая сила септаккорда заключается в его неустойчивости, а значит, в необходимости его разрешить. О том, как правильно разрешать септаккорды и почему это важно для музыки любого жанра, можно прочитать здесь: Разрешение септаккордов.