В конце марта в Ставропольском крае задержали супругу главного редактора издания «Новая газета Европа»* (признана Минюстом РФ нежелательной организацией) Кирилла Мартынова** (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) Антонину Мартынову.
«Антонину Мартынову нашли 22 марта в одном из частных домов в Симметричном проезде в Ставрополе», — говорится в сообщении правоохранителей.
Задержанную поместили в СИЗО Великого Новгорода, в ожидании судебного разбирательства. Следователи также проверяют ее мужа.
Новость об этом могла бы пройти незамеченной, если бы не одна деталь. Женщина 16 лет находилась в федеральном розыске по подозрению в покушении на убийство собственной дочери. В Сети возобновились бурные обсуждения российского «тру-крайма».
Согласно материалам дела, в 2007 году в Великом Новгороде 22-летняя Мартынова (тогда еще Федорова) якобы толкнула свою двухлетнюю дочь Алису с лестницы в подъезде многоэтажки. Девочка сломала челюсть и получила травму головы, три выпавших зуба и ушибы.
После сообщения в «ЖЖ» гражданского супруга Антонины дело получило широкий общественный резонанс.
В июле 2008 года присяжные признали ее виновной, но до оглашения приговора она скрылась и была объявлена в розыск. Отец Алисы (первый муж Антонины) подал в правоохранительные органы заявление о похищении ребенка.
Журналисты телеканала RT изучили показания свидетелей и их родных и сделали реконструкцию событий 26 февраля 2007 года.
По словам самой Мартыновой, она недоглядела за ребенком — пыталась схватить девочку, но не успела.
Единственным прямым свидетелем случившегося стал пятиклассник Егор Кудров. В 08:10 он зашел к своему другу по пути в школу. Тот открыл ему дверь и попросил подождать. Пока Егор стоял на лестничной площадке четвертого этажа, он увидел, что этажом ниже вышла девочка. Затем к ней присоединилась девушка постарше, которая, с его слов, проверила, нет ли кого внизу, протащила девочку через прутья, подержала в воздухе пару секунд и отпустила. На шум от падения вышли двое взрослых.
«Я в тот день вышла на шум и увидела уже лежащую внизу девочку. Я думала, дети носятся. И там мальчишки эти были», — рассказала соседка Мартыновых.
Егор сразу заявил, что «одна девочка сбросила вниз другую», а увидев Мартынову, указал на нее.
Однако стоит отметить, что в ходе следствия он менял показания. По словам соседки в эфире шоу «Пусть говорят», он сказал, что мать просунула девочку между верхними перекладинами перил и говорила: «Будешь еще? Будешь?». В интервью «Новой новгородской газете» в апреле того же года он уже говорил: «Нет, они даже словами не обменивались. Молча стояли», и речь шла о вертикальных прутьях в нижней части перил, а затем и вовсе заявил, что поднимался наверх вместе с другом, но друг и его родители это не подтвердили, и в дальнейшем Кудров от этой версии отказался.
Тем не менее, бывший следователь по особо важным делам Дина Пальчук заявила, что Егор прошел экспертизу.
«Ставится перед экспертами вопрос, склонен ли ребенок к фантазированию. Если бы были сомнения, соответственно, не было бы возбужденного уголовного дела, соответственно, расследования», — отметила Пальчук.
Сам Кудров умер в 2023 году в возрасте 27 лет, как утверждает НТВ, от передозировки наркотиков, но его родители подтвердили его слова спустя 16 лет после трагедии.
Проверили и Мартынову. Она прошла экспертизу в институте Сербского, а в рамках независимого исследования ответила «нет» на вопрос, бросала ли намеренно дочь с лестницы, и полиграф посчитал это правдой. Полиграфолог, кандидат юридических наук Ольга Белюшина заявила, что уверена в ее невиновности.
Результаты исследования были приобщены к материалам дела, которое было приостановлено в 2008 году после побега подозреваемой.
Тогда 11 присяжных сочли ее виновной, один был против. После вердикта присяжных должны были состояться прения сторон, затем — приговор.
15 апреля судебный процесс был возобновлен. Обвинитель запросил судебно-психиатрическую экспертизу Мартыновой, а защита — ознакомиться с показаниями Егора Кудрова.
20-летняя Федорова рассказала в суде, что узнала о том, что ее зовут Алиса, только сейчас. По словам девушки, все это время мать называла ее Марией. Не знала Федорова и о деле против своей матери. Также девушка сказала, что у нее нет паспорта и аттестата, а обучение она проходила на дому.
По словам прокурора Николая Жукова, ужесточать наказание для Мартыновой из-за того, что она 16 лет скрывалась, не будут. Ее виновность установлена вердиктом присяжных. И все же вопросов в этом деле больше, чем ответов, и для стройной картины преступления чего-то не хватает. Следующее заседание суда по «новгородскому делу» пройдет 2 мая.