Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эту ошибку совершают большинство начинающих психологов

Ну что, после очередной групповой супервизии мне захотелось написать статью на тему ошибок. Признаюсь, в начале практики я тоже наступала на эти грабли. И теперь, мне удалось собрать основные ошибки, чтобы многие начинающие специалисты смогли предостеречь себя или проанализировать свой опыт.

Одна из главных опций первой сессии: объяснить клиенту, что за 1 одну сессию волшебных изменений, которые большинство клиентов накладывают на терапевта, не будет.

Вы же за один поход в зал попу не накачаете?

Вот тоже самое и с психотерапией. Только в регулярном приучении себя к рефлексии собственных действий, чувств, эмоций, поведения, а затем уже и мыслей – начинаются изменения. Всем известно, что психика - вещь крайне статичная, столько психологических защит охраняют весь тот пласт ощущений и глубинных убеждений, которые крайне медленно подвергаются трансформации.

Возьмем за основу привычку правильно питаться – это непросто 21 день сохранять дисциплину и не срываться, в работе с психологом происходит похожая динамика: и мотивация, и сопротивление, и отрицание, и разочарование, и торги, и гнев, и, наконец, принятие и взятие ответственности за свою жизнь на себя.

Психотерапия – это процесс, на который действительно сложно решиться, особенно тем, у кого избегающий тип привязанности, тем, кто еще не готов к изменениям в своей жизни, тем кто жаждет волшебную таблетку от психолога за 1 сессию. Я против насильного нахождения клиента в терапии, а потому ни разу за практику не уговаривала остаться. Если человеку надо, он рано или поздно придет. Ко мне или нет это уже не так важно – важно, что он признает, что нуждается в помощи.

Вторая ошибка – это не уточнять реалистичность запроса.

Клиент может сказать: «Я хочу избавиться от тревоги» или «Я хочу не раздражаться» или «Я хочу снова получать удовольствие от жизни». И как правило, всё это за 1 сессию, первую, когда происходит точка контакта, знакомства и сбора анамнеза, проверка насколько клиент мотивирован на изменения.

Сказать клиенту, что терапевту дана нереальная задача – значит быть

А) "плохим" терапевтом – примерно это звучит следующим образом:

«Ну как же так, я не смог спасти клиента и реализовать его ожидания за 1 сессию»

Именно страх «быть плохим» и движет многих психологов к тому, чтобы следовать за клиентом и стараться реализовать эту невозможную задачу.

-2

Б) реалистом, рассказав честно, что цель нереалистичная, скорректировав ее и разрешить себе не соответствовать ожиданиям, которые на него накладывают. Важно обозначить границу возможностей и своих, и клиента. Важно прояснить запрос, переформулировать его в действия и дать обратную связь.

Важно мягко останавливать клиента, если он, отвечая на вопрос – уходит вообще в другую степь (не касающуюся темы); важно отслеживать свои чувства во время сессии и говорить о них, выносить то, что происходит сейчас с клиентом, с терапевтическими отношениями.

Просветить клиента по поводу его проблемы также важно. Многим клиентам просто не хватает психообразования по поводу их проблемы, потому что психологи просто сразу кидаются в работу с ним, причиняют помощь, не уточнив всех деталей и ожиданий клиента от работы с психологом.

Третья ошибка – нет опыта долгосрочной личной терапии.

Почему долгосрочной? Потому что именно в долгосрочных отношениях многие паттерны поведения выявляются, исследуются глубинные слои психики, проходятся все этапы, которые важно и нужно прожить, чтобы знать изнанку терапевтического процесса, понимать, что может происходить с клиентом, потому что сами были в этой «шкуре».

-3

Поэтому многие психологи, не имея личной терапии, так много ошибок совершают в своей практике, возможно, так ее и не начинают, борясь с синдромом самозванца в одиночку. Если психолог свой синдром хорошей девочки/мальчика не проработал, если личные границы до сих пор не научился выстраивать, не прошел сепарацию и не повзрослел, не взрастил собственную опору, не научился совладать с собственными чувствами и переживаниями, экологично их проживать, то как же он сможет помочь в этих темах клиенту?

Ко мне приходят много начинающих психологов, впервые начинающие практиковать, и я понимаю их страхи, потому что сама с ними сталкивалась, и я понимаю их чувства, их сопротивление и их ожидания относительно терапии, потому что сама являюсь клиентом.

-4

И уж лучше говорить об ошибках, чем их замалчивать. Ошибки – это такой ценный опыт, который ведет нас к улучшению качества того, что мы делаем. Мы на них учимся, и ничего страшного, если Вы их допускаете, важно, их не игнорировать, делать выводы и поступать уже по-новому. Пробовать и пробовать. Регулярно обучаться и консультироваться у более опытных коллег. Психотерапия всё-таки глубокая и тонкая работа, филигранная, и в наших руках отточить собственное мастерство.

А как Вы относитесь к ошибкам?

Если статья Вам отзывается, буду рада вашей обратной связи и большим пальцам!

Автор: Стренина Арина Алексеевна
Психолог, КПТ семейный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru