Вводная от меня: маркетплейсы заняли лидирующие позиции в ритейле. Эксперты прогнозируют, что к 2027 году мы будем покупать всё в онлайн. Поэтому, чтобы вы лично не думали про маркетплейс и как продавец, и как покупатель - мы уже никогда от них не откажемся.
Сейчас площадки наперебой рассказывают из каждого "утюга", как предпринимателям с ними будет хорошо, щеголяя однобокими фактами. Мол смотрите: вот дядя Вася, вот дядя Петя. Они смогли и ты сможешь!
Однако, если критически подойти к этой заманухи и сопоставить разные исследования из разных источников, то картина становиться более объективной. Так вот факты таковы:
четверть предпринимателей, зарегистрированных в 2022 году прекратили свою работу на площадке в течении года.
А вот и цифры, которые никто никогда вам не покажет ни на одной Супер-пупер Конференции:
Подробнее читайте в моей статье: Ecommerce: куда всё идет?
Разглядывая эти данные видно, как увеличивается поток беглецов от 11% в 2019 году на ВБ до 39% в 2022 году на том же ВБ. А это, простите, рост в 3 раза!Отсюда возникает вопрос, что пошло не так? Ведь дядя Вася, дядя Петя смогли......
Я считаю, что дело не в предпринимателях (хотя среди них тоже много безграмотных), но основная проблема в самой бизнес-модели маркетплейса.
И вот почему.
Что такое маркетплейс? Это витрина - посредник, но не простая. Ценность площадки в том, что она умеет наиболее эффективным способом соединить, блуждающих во Вселенной продавца и покупателя, и способствует передаче товара от первого до второго.
Это две рабочие лошадки любого маркетплейса. Чтобы лошадки приносили прибыль, надо всего много: много покупателей, много разнообразного товара, много продавцов, много складов, распределительных центров, ПВЗ. Отсюда очень много расходов. И чтобы их покрывать, маркетплейсы стараются монетизировать всё: комиссия от оборота, хранение на складе, премиум, подписки, вытягивание бюджетов на внутреннюю рекламу и астрономические штрафы:))
К слову сказать, штрафы неплохо кормят:
Поэтому, чтобы держать баланс, маркетплейс обязан быть гигантским. Не получиться по другому заработать.
Отсюда агрессивная стратегия по захвату ритейл-рынка, свидетелями которого мы стали.
Уже в 2023 году маркетплейсы уделали офлайн-ритейл и заняли лидирующие позиции.
На наших глазах идет передел рынка между сильными конкурентами. Как в любой конкурентной борьбе, площадки активно привлекают продавцов счастливыми условиями сотрудничества, покупателей - скидками, бонусами и другими плюшками. И откровенно демпингуют. Потому что на данном этапе, их задача застолбить за собой как можно больший кусок.
В этой круговерти, безусловно выигрывает покупатель и площадка. Продавец же становиться все более и более уязвимым и беззащитным.
Вспомним, что уже сейчас 40–50% запросов на поиск товаров пользователи вводят уже не в поисковиках, а на маркетплейсах.
Да, маркетплейсы активно отжимают не только рынок ритейла, но и трафик у поисковиков.
Уже сейчас предприниматель ощущает сильную зависимость от маркетплейса, потому что привык:
площадка ему дает готовый трафик по собственным алгоритмам;
площадка ему дает свою логистическую инфраструктуру;
Так формируется рабская связь предпринимателя с площадкой. Особенно, если маркетплейс - это единственный канал продаж.
Для 41 % МСП маркетплейсы — единственный канал продаж
Четко осознавая зависимость большинства предпринимателей, площадки творят, что хотят:
- отсюда торговый диктат - обязаловка участия в распродажах. То что вы в результате будете работать в убыток, ну бывает …
- частые и невыгодные изменения в условиях работы:
- конские комиссии и штрафы
Так вот, почему наблюдается стабильная убыль активных селлеров с площадки: все они столкнулись с правдой жизни и в какой-то момент осознали, как их поимели.
А как на самом деле работает селлер на площадке хорошо иллюстрирует цитата из книги "Тайные виды на горы Фудзи":
Вот ты вошел в «сегодня», человек, и тревожная динамика настоящего предложила тебе сложные моральные и финансовые дилеммы.
Ты обработал информацию и принял решения – лучшие из возможных. Тебе кажется, что ты обустроился наконец в этом грозно гудящем потоке жизни.
А завтра выясняется, что вчерашнее «сегодня» у тебя уже украли вместе со всеми мудро прорытыми в нем норками, и надо обустраивать другое сегодня. И так – день за днем, пока ты не сдохнешь…
Ты хоть понимаешь, как тебя имеют?
Согласитесь, прям в яблочко.....
И в этом месте, хочу сфокусировать ваше внимание: сейчас площадки пока демпингуют и работают на низких прибылях. Зарабатывать они будут потом, когда всё устаканиться. Вопрос на ком они будут зарабатывать? Правильно на зависимом селлере.
И что с этим делать, спросите вы?
Осознать и осмыслить бизнес-модель своего партнера - маркетплейса. Так будет легче прогнозировать изменения в работе.
Снять розовые очки. Помнить, на маркетплейсе всё по-взрослому.
Развивать дополнительные каналы продаж.
Учиться считать экономику и принимать решения, опираясь на цифры, а не собственное чутье.
На этом все, до новых встреч! Ваш автор канала: Светлана.
Пишите комментарии с чем согласны, не согласны, обсудим. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА!
Здесь я говорю о насущном, ищу решения проблем. И нахожу. Помогаю селлерам выиграть в неравной схватке с площадкой, конкурентами, покупателями.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Теория невидимой руки Озона. Ответим на вопрос: жадность - это хорошо?
Селлер селлеру волк. Или что делать, если по твоей карточке продает конкурент
Обзор изменения в оферте Wildberries 22 апреля 2024 года
Мошенники взломали кабинет на WILDBERRIES. Что делать?
Сотрудник селлера: оформим правильно - избежим проблем