Найти тему

Цветок из бумаги своими руками: дошкольнику понадобятся лишь полоски, ножницы и клей

Друзья, привет. Продолжаю тему изготовления поделок из полосок цветной бумаги. На очереди махровый цветок, пусть это будет, например, бархатец. Именно семена бархатцев чаще всего сеют педагоги с детьми в рамках работы над так называемым "огородом на подоконнике", а затем наблюдают за ростом и развитием этих растений.

Готовясь к очередной неделе педагогического марафона "Огород на подоконнике", я "перерыла" множество материалов. Но поделки, которые мне подходили, собирались, в основном, на степлер. Таким способом изготавливают красивые цветы типа ромашек или астр, вид как бы сверху получается. Но здесь есть одно "но": мы не можем с детьми использовать степлер ввиду обеспечения безопасности. Мой вариант изготовления не позволяет склеить из лепестков полноценный круг, но в то же время является интересным, доступным и безопасным альтернативным способом изготовления объёмной поделки без использования подложки.

В процесс создания поделки "Махровый цветок из полосок бумаги" я уложила формирование математических представлений и работу с разрезанием полоски пополам при помощи предварительного складывания.

Цветок из бумаги своими руками: дошкольнику понадобятся лишь полоски, ножницы и клей
Цветок из бумаги своими руками: дошкольнику понадобятся лишь полоски, ножницы и клей

С детьми какого возраста можно изготовить цветок из полосок бумаги?

Работа с ножницами в детском саду начинается со средней группы. Открываем ФОП ДО и смотрим в среднюю группу: ничего вразумительно на этот счёт мы там не увидим. Но в старшей группе есть вот такая формулировка: педагог "учит детей вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и другое)". Согласитесь, что это более высокий уровень? Вывод, я думаю, понятен: к окончанию средней группы выполнить поделку реально.

Обратимся к классике. В методическом пособии Комаровой Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (средняя группа) есть вот какая задача: "учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив её". Бинго! Нам подходит.

Но это на бумаге, как и в случае с луковицей из предыдущей статьи. Как на практике? Всё зависит от возможностей детей и освоенных ими умений.

К какому виду детской деятельности отнести изготовление подобных поделок? Подробно писала об этом здесь:

Что понадобится для изготовления с детьми цветка из полосок цветной бумаги?

Цветная бумага жёлтого, оранжевого и зелёного цветов, клеёнка для выполнения работы, клей, кисть для клея, подставка для кисти, тряпочка для приклеивания, ножницы и т.д. Всё то, что мы обязаны выдавать детям, организовая подобные активности.

Как таковой длины полосок я не указываю, педагог заготавливает полоски длиной в короткую часть листа А4. Это значительно облегчит процесс подготовки к занятию. Ширина полосок, как и в случае с луковицей, будет 15 мм.

У вас должна получиться одна полоска зелёного цвета и по 4 полоски жёлтого и оранжевого цветов на каждого ребёнка.

Цветок из бумаги своими руками. Нарезаем из бумаги полоски: 4 жёлтых, 4 оранжевых, 1 зеленую
Цветок из бумаги своими руками. Нарезаем из бумаги полоски: 4 жёлтых, 4 оранжевых, 1 зеленую

Базовая форма, из которой изготавливается поделка, я называю "капелькой".

Часто эту форму называют "петелькой", однако это не совсем соответствует, на мой взгляд, способу склейки. Да и "капелька" для ребёнка более понятна, нежели "петелька".

Рассмотрите с детьми образец поделки и "капельки", из которых она состоит. Капельки одинаковые или разные? Чем они отличаются. Цветом, да. Скорее всего дети сначала назовут именно этот признак. И да, размером. Одна капелька большая, а остальные маленькие. Сколько маленьких капелек? Ответят, наверняка, что много. Можете пересчитать.

"Капельки" склеены из полосок бумаги. Как вы думаете, почему одна капелька получилась большой, а другие маленькими?

Идеально, если дети ответят, что из длинной полоски получается большая капелька, а из короткой - маленькая. Если этого не случилось, поступаем следующим образом. Сообщаем детям, что начнём работу с изготовления стебля цветка. Берём полоску зелёного цвета, она у нас одна и склеиваем её концы между собой, предварительно примеряя. Как называется эта часть растения? Да, спросите детей об этом, тем самым интегрируя в данный процесс формирование представлений о живой природе.

Подробно о процессе склейки, действиях педагога и модели коммуникации я писала в той же статье, ссылку на которую оставляла выше.

После этого займёмся изготовлением самого цветка. Берём полоску, например, оранжевого цвета (они все той же длины, что и зелёная) и попытаемся сделать лепесток. Примеряем.

Цветок из бумаги своими руками. Сравниваем размер получившихся "капелек"
Цветок из бумаги своими руками. Сравниваем размер получившихся "капелек"

Подойдёт такая капелька для изготовления лепестков цветка? Нет. Почему? Потому что она большая, а лепестки выполнены из маленьких капелек. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы капелька получилась маленькой? Нужно взять короткую полоску. А у нас есть короткие полоски? Нет. Что мы можем сделать? Разрезать длинные полоски и получить из них короткие. Как сделать так, чтобы котороткие полоски получились одинаковой длины? Нужно сложить длинную полоску пополам, а затем разрезать.

Цветок из бумаги своими руками. Разрезаем полоску бумаги пополам, предварительно сложив её
Цветок из бумаги своими руками. Разрезаем полоску бумаги пополам, предварительно сложив её

Пробуем, взяв одну из полосок и выполнив вышеуказанные действия. Из одной длинной полоски получились две короткие. Сравните их, они одинаковой длины?

Сделать это можно, используя классический способ приложения. Кладём перед собой на стол одну из полосок, над ней кладём вторую, подравнивая левый край.
Цветок из полосок цветной бумаги. Сравниваем длину получившихся полосок
Цветок из полосок цветной бумаги. Сравниваем длину получившихся полосок

Теперь попробуйте сделать из одной короткой полоски капельку (пока не склеивая её концы) и сравните её с зелёной капелькой.

Цветок из полосок бумаги. Большая капелька для стебля, маленькая для лепестков
Цветок из полосок бумаги. Большая капелька для стебля, маленькая для лепестков

Какая капелька получилась? Маленькая. Подойдёт нам такая капелька? Да. В связи с чем с остальными полосками поступаем так же, складываем пополам и разрезаем. Из заготовок формируем и склеиваем капельки.

Цветок из бумаги состоит из двух частей, в каждой из которых по 8 лепестков
Цветок из бумаги состоит из двух частей, в каждой из которых по 8 лепестков

Сколько капелек получилось? 8 жёлтых и 8 оранжевых. Рассмотрите образец. Как расположены лепестки у цветка? В их последовательности есть логика: лепестки следуют друг за другом. Жёлтый, оранжевый, жёлтый, оранжевый и так далее.

Сам цветок, как и луковица, состоит из двух частей, в каждой из которых по 8 лепестков (4 жёлтых и 4 оранжевых). Собираем первую половину. Склеиваем капельки между собой, нанося клей на острый край капелек, при этом чередуя цвета.

Цветок из бумаги своими руками. Склеиваем лепестки, чередуя из цвета
Цветок из бумаги своими руками. Склеиваем лепестки, чередуя из цвета

Так же собираем вторую часть. К одной из частей приклеиваем большую зелёную капельку так, чтобы основания капелек смотрели в разные стороны. Лепестки вверх, стебель вниз.

"Примеряем" половинки цветка и стебель
"Примеряем" половинки цветка и стебель

Осталось склеить между собой половинки цветка. Делаем это, нанося клей не только на конец капельки, но и немного продолжив клеевой слой в сторону основания капельки.

-10
Склеиваем половинки цветка
Склеиваем половинки цветка

Поделка готова.

Цветок из бумаги своими руками готов
Цветок из бумаги своими руками готов

Кстати, эту работу можно превратить в коллективную. Выполните с детьми гирлянду из бархатцев, проколов в стебле отверстие при помощи дырокола, и разместите цветы на ленте или бечёвке, закрепляя каждый. Вариант универсальный. Гирлянда будет радовать ваших детей и гостей группы не только в сезон огорода на подоконнике, но и в летний период, а так же осенью, когда бархатцы будут ещё оставаться нарядными, вплоть до самых холодов.

Друзья, обращаю ваше внимание, что данный материал не является конспектом занятия как таковым или его частью, а лишь описывает процесс создания поделки с точки зрения формирования у детей математических представлений и представлений о природе.

Если вам понравилась моя идея, не пожалейте лайка. Поделитесь материалом с коллегами, сделав репост. Конструктивные комментарии приветствуются, как и подписка на канал "Методист в отставке", если вы ещё не с нами.

А вот ссылка на подборку материалов, касающихся организации огорода на подоконнике в детском саду:

Больше о творчестве в Телеграм-канале "Методист в отставке. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закреплённом комментарии.