Найти тему
Архивариус Кот

«Вступают в бой "Отцы" и "Дети"»

Иллюстрация Д.Б.Боровского
Иллюстрация Д.Б.Боровского

Как я и обещала в предыдущей статье, обращаюсь к образу самого, наверное, знаменитого нигилиста русской литературы – Евгения Базарова.

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Стихотворение Д.Д.Минаева «Отцы или дети? (Параллель)» было напечатано вскоре после выхода романа И.С.Тургенева. Автор его использует ритм лермонтовского «Бородина», чем ещё больше подчёркивает и юмор, и серьёзность обсуждаемого. Стихотворение, к которому я, думаю, ещё обращусь, заканчивается выводом:

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей — отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!

А ведь на самом деле всё далеко не так просто. Если Гончаров ясно указывал, что «хуже Волоховых быть ничего не могло», то отношение Тургенева к своему герою куда сложнее.

Но прежде чем говорить непосредственно о Базарове, считаю необходимым остановиться на некоторых моментах.

«Отцы и дети» - четвёртый роман И.С.Тургенева. И написан он во многом в ответ на статью Н.А.Добролюбова «Когда же придёт настоящий день», посвящённую предшествующему роману, «Накануне». В этой статье (кстати, очень обидевшей Ивана Сергеевича, но, возможно, я к этому ещё вернусь), критик писал: «Для удовлетворения нашего чувства, нашей жажды, нужно более: нужен человек, как Инсаров, — но русский Инсаров» (думаю, не нужно напоминать, что тургеневский Инсаров – болгарин).

Символично начало романа, которое буквально перекликается с концовкой «Накануне». Там мы читали в письме Шубина к Увару Ивановичу: «Помните, что вы мне сказали в ту ночь, когда стал известен брак бедной Елены, когда я сидел на вашей кровати и разговаривал с вами? Помните, я спрашивал у вас тогда, будут ли у нас люди? и вы мне отвечали: "Будут". О чернозёмная сила! И вот теперь я отсюда, из моего "прекрасного далёка", снова вас спрашиваю: "Ну, что же, Увар Иванович, будут?"» И последнее предложение романа: «Увар Иванович поиграл перстами и устремил в отдаление свой загадочный взор».

«Устремил в отдаление» взор… А вот первые строки следующего романа: «Что, Пётр, не видать еще? — спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги». Случайно ли? Думаю, что никоим образом.

И сразу должна сказать ещё об одном. Мы говорим о романах Тургенева. Но давайте посмотрим на них поближе. Привожу данные по изданию из своей библиотеки (разница «плюс – минус», думаю, будет незначительной): «Рудин» - 141 страница, «Дворянское гнездо» -265, «Накануне» - 157, «Отцы и дети» -203. Объём очень небольшой, убрано всё лишнее, потому важна каждая деталь.

И первая же из них – точная дата, 20 мая 1859 года (у Ивана Сергеевича действие, как правило, прикреплено к чёткому отрезку времени, определённому году). Крепостное право ещё не отменено. Исследователи указывают, что задуман роман был в августе 1860 года, завершён 30 июля 1861-го (уже после манифеста 19 февраля), а опубликован в начале 1862-го. И пронизан он мыслью о необходимости перемен – мы видим весьма неприглядные картины: «Как нарочно, мужички встречались все обтёрханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её метелями, морозами и снегами...» Аркадий Кирсанов размышляет: «Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..» А для автора, мне кажется, очень важно не только «как», но и «кто» приступит…

И на сцене появляется новый герой. Ещё одна особенность тургеневских романов - действие в них очень ограничено местом, обычно это замкнутый круг дворянской усадьбы, отсюда небольшое количество действующих лиц. А главный герой – человек посторонний для данного мирка, приезжающий откуда-то, и этим обеспечивается особое внимание к нему. Всё это относится и к Евгению Базарову. Он «согласился погостить» в усадьбе Кирсановых, Аркадий о нём отцу «так часто писал», но для всех обитателей усадьбы он человек новый.

Обращу внимание ещё на один момент: первая глава заканчивается приездом гостей, но Базаров в ней даже не упомянут: «Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студентской фуражки, знакомый очерк дорогого лица...

— Аркаша! Аркаша! — закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками... Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запылённой и загорелой щеке молодого кандидата».

Иллюстрация Д.А.Дубинского
Иллюстрация Д.А.Дубинского

Отец видит только долгожданного сына, а автор явно не хочет попутно говорить о главном герое романа, но дальше покажет его очень подробно.

Я уже говорила о краткости Тургенева. Какие штрихи в описании героя помогут нам что-то узнать о нём? «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями» одет явно не по моде (потом старый камердинер Прокофьич, «как бы с недоумением, возьмёт обеими руками базаровскую "одёженку"», как её назовёт сам хозяин). У него «обнажённая красная рука», явно не привыкшая к перчаткам, но зато хорошо знакомая с трудом. И руку эту он «не сразу подал» Николаю Петровичу, видимо, не желая оказаться в неловком положении (вспомним, что старший Кирсанов при встрече ему «руки не подал и даже положил её обратно в карман».

Иллюстрация К.И.Рудакова
Иллюстрация К.И.Рудакова

Николай Петрович спросит: «Позвольте узнать ваше имя и отчество?» - и получит ответ: «Евгений Васильев». Так обычно именовались простые люди. Вежливый Николай Петрович обратится, как положено человеку его круга: «Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас» («Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку»).

И ещё детали внешности – лицо Базарова «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», а «тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

…Мы видим явно незаурядного человека. Но по-настоящему его характер раскроется в дальнейшем…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

"Путеводитель" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь