«Эта тёмная краска сделает выразительнее взгляд, а красный кармин добавит соблазнительного очарования губам», – улыбнулся старый купец, глядя на женщин селения, где он остановился сегодня. Совсем молоденькие девушки и пожилые дамы, следуя совету, наносили косметику. Их глаза загорались от восторга. «Вы – чародей!» – воскликнула одна из дам.
Ни эта женщина, ни её соплеменницы не знали, что тот, кого они принимают за купца – демон Азазель. Именно он познакомил людей со многими премудростями, но за свою науку брал немалую плату. Кем же был этот падший ангел? И как в нём сочетались свет и тьма? И при чём здесь «козёл отпущения»?
«Учитель» людей
Демонов смертных грехов по праву можно назвать «элитой» потустороннего мира. Однако Азазель заметно выделяется среди своих падших собратьев. Интересно, что многие древние авторы, почём зря ругая его, всё же не соотносят Азазеля с каким-либо определённым грехом. При этом в некоторых преданиях отмечается, что он сумел сделать для людей немало полезного. Словом, Азазель больше напоминает неоднозначное божество, нежели приверженца сатаны и представителя мира тьмы.
Азазеля можно назвать «мнофункциональным» демоном. Он является знаменосцем среди падших ангелов. Но, кроме того, воплощает в себе черты тёмных и светлых богов. Интересно, что с одной стороны Азазель обучает людей, даже открывает им некоторые тайны, но с другой, приносит немало горестей и вреда.
А ведь действительно: благодаря демону люди научились обрабатывать металлы, но это умение позволило им создавать оружие и убивать друг друга в кровопролитных войнах.
Женщин Азазель научил пользоваться косметикой, чтобы подчёркивать свою красоту. Казалось бы, ничего зазорного в том нет. Но это искусство стало основой обольщения и породило разврат. Словом, Азазель будто насмехается над людьми: он даёт человечеству знания, которые сами люди превращают в источник греха. Но почему же ангел Азазель был свергнут с небес?
Гордый падший ангел
История этого демона кажется и простой, и банальной. Как и многие его соратники, некогда он был ангелом и пользовался уважением Всевышнего. Но когда Бог попросил Азазеля поклониться созданному первому человеку, тот заявил, что не станет этого делать. Ангел считал, что род людской не заслуживает почитания и никогда не станет выше обитателей небес.
Низвергнуть дерзкого Азазеля должны были архангелы, но тот оказался настолько силён, что не позволил даже сдвинуть себя с места. И тогда архангел Рафаил решительно взмахнул мечом, отрубив все шесть крыльев Азазеля. Разумеется, удержаться без них Азазель уже не мог, а потому рухнул на землю. Он был замурован в одной из скал, находившихся в пустыне. Но интересно, что даже такие меры не остановили Азазеля. Он продолжал воздействовать на умы людей, совращать женщин и обучать род людской лжи.
Кстати, что касается соблазнов, Азазеля нередко сравнивают с иным потусторонним существом – инкубом. Считается, что этот демон мечтал породить новый «вид» людей – сильных и бесстрашных, как он сам. Для этого он принимал облик молодых привлекательных мужчин, после чего соблазнял женщин. Те через положенный срок производили на свет демонических детей. Их-то Азазель и хотел сделать своими воинами, однако Господь не позволил коварному плану осуществиться. Но какое же отношение имеет демон к «козлу отпущения»?
Козлы-помощники
Интересно, что имя Азазеля в древних текстах очень часто упоминается при описании старинного ритуала. Много веков тому назад иудеи для отпущения грехов использовали жертвенное животное – козла. Первое животное закалывали, а вот второе отправляли в пустыню, где, как верили, козёл должен будет достаться Азазелю.
Считалось, что по воле демона эти животные преображаются в жутких пустынных созданий, которые выступают в качестве помощников Азазеля. Они напоминают людей с козлиными головами, которые бродят по пустыне и выполняют приказы своего хозяина. Встреча человека с этими существами, конечно, ничем хорошим закончиться не могла.
Сам же Азазель, несмотря на наличие рогов, едва ли походит на козла. Как правило, его описывают как крепкого мужчину с чёрной бородой, отличающегося невероятной физической силой. За собой он нередко водит на поводке козла – чёрного, как смоль, да ещё и увенчанного золотой короной.
В старину нередко обращались к Азазелю как к могущественному существу, способному исполнить любые пожелания человека. В отличие от дьявола, этот демон не забирает душу человека в качестве платы, однако, исполнив просьбу, вполне может унести просителя с собой в пустыню. Как видите, образ его остаётся сложным и противоречивым. Он, словно Прометей, научил людей многим премудростям, но по-прежнему остаётся демоном, который рад, что греха на земле становится всё больше.