Найти в Дзене

«Мама, я больше не хочу играть!», или Непосильные для 1х классов задачи в муз школе. Корректный план усложнения заданий для ф-но, по пунктам

Оглавление

Не так давно стала свидетелем ситуации, которая на мой взгляд является показательной для преподавателей (чаще начинающих), а иногда и для родителей. Тот самый «звоночек», на который можно не обратить внимание на первых этапах, а потом удивляться, почему ребёнок «бросил» музыку.

Ситуация банально типичная, но очень важно её проработать во избежание дальнейших ошибок.

Детям труднее, чем взрослым

Ученица первого класса (не моя) перестала заниматься дома. Подходит к пианино, посидит за ним, посмотрит молча пару минут и, не прикоснувшись и пальцем закрывает крышку, и уходит.

Важно учесть, что ещё в начале года девочка довольно охотно занималась, работала над домашним заданием, справлялась с ним, проявляла личную инициативу в занятиях музыкой.

Что же произошло?

На самом деле, отбить охоту к музыке у ребёнка невероятно просто. Ведь в раннем возрасте любая работа, связанная с концентрацией внимания, с процессом достижения определённых исполнительских целей и прочее воспринимается с трудом. С невероятным усилием! Которое поддерживается желанием. Именно к нему стоит отнестись с большой бережностью.

Всё это сложно для взрослого, что говорить о детях?

Из личного архива автора
Из личного архива автора

От простого к сложному, а как иначе?

Золотой закон «от простого к сложному» работает в освоении любого навыка и знания, и музыка – не исключение!

Перескакивать неосвоенные пункты, обгонять скорость усваивания материала учеником, т. е. заставлять его «спотыкаться» на ходу (при этом ещё и порицать за «падения»), и многое-многое другое – недопустимо при корректном образовательном процессе и музыкальном воспитании.

Безусловно, существует определённый план, программа, которой должен соответствовать ученик, чтобы находиться в рамках учебного процесса того или иного заведения. Но здесь речь о другом.

Насколько необходимо, и необходимо ли ставить перед учеником непосильные для него задачи (конкретно для него)? Какова цена? Оправданы ли риски?

Ученики бывают разные, с разными характерами, физическими и психическими данными, с разной степенью раскрытости способностей, с различным уровнем их проявления и задатков в целом.

А также, всегда важно соотносить индивидуальные возможности ребёнка с тем, насколько много усилий он прикладывает для достижения результатов. И прикладывает ли он их вообще? Тогда это уже другая тема.

Ведь для кого-то легко принести «ведро воды», но он не несёт, не хочет, не нужно ему. Кому-то и стакан принести – сложная задача, но он берётся за это и преуспевает. Но давать ведро тому, кто с радостью старается донести свой стакан – это великая ошибка! Прошу прощения за примитивно-странное сравнение, но для наглядности к нему прибегла.

Обучение исполнительскому искусству и самой музыке, это всегда преодоление, за которым следует рост. А за последним – радость и удовлетворение. Но преодоление и насилие – разные вещи. И если первое ведёт к развитию, второе – к отторжению.

«Мама, я больше не хочу играть!» Почему?

Причина потери интереса девочки к занятиям на фортепиано стали её остро негативные переживания, которых в один момент стало больше, чем радости. Следовательно, она приняла решение, на которое имеет право (а взрослые часто забывают об этом) не играть. Лично ей просто стало незачем это делать.

Ведь человек никогда не может делать что-то, если в этом нет его личной необходимости, в той или иной мере. Привели к этому нецелесообразно сложные задачи, поставленные учителем.

Ни коим образом не хочу задеть учительское самолюбие даже при том, что сама им обладаю в определённой мере. Но, в этом случае, «ставка» была сделана неверно, нагрузка не привела к молниеносному росту, а лишь к нервно-эмоциональному срыву маленькой ученицы.

А всего-то: слишком рано пошли задания на игру двуручных пьес с равноправной сложностью обеих рук, при чём в приличном объёме и за короткий срок.

P. S. Сейчас вышеописанная ситуация наладилась. Причины проблемы выяснились, сложность учебного материала стала соответствующая конкретной ученице, и после перерыва она снова замотивировалась на занятия.

Вывод: чтобы изменить следствие, важно рассмотреть причину.

Общий план усложнения заданий

Наверняка, многие мои читатели знают то, что я сейчас кратко изложу. Но, повторим вместе 😊

1.

На первых этапах знакомства с музыкой (до первого класса, иногда включая первый) важно пробудить и развить чувство ритма и эстетического, слухового восприятия звука.

Контакт с фортепиано здесь довольно невелик. Хороши задания игрового характера, с большим количеством попевок, песенок и т. д.

Здесь важно больше петь, топать, хлопать и др. Также возможно прослушивание разноплановой музыки, соответствующей уровню восприятия ребёнка. Кому-то можно и Гайдновские симфонии послушать, а кому-то лучше детский альбом Чайковского, например.

2.

Близкое знакмство с инструментом.

Далее, при постепенном знакомстве с клавиатурой, важно не сразу и не слишком строго судить неточности постановки руки и прочее. По моему мнению, ценно дать возможность маленькому ученику влюбиться в инструмент, чтобы он почувствовал свободу, желание его исследовать и т. д. Но при этом параллельно стараться прививать грамотность прикосновения к клавиатуре.

Здесь уже возможна игра отдельных нот (совсем для малышей) и мелодий левой и правой рукой по отдельности. Возможны двойные ноты (интервалы).

3.

Затем идёт этап координирования рук, получения навыка дифференцированного восприятия левой и правой руки при игре в одновременности.

Очень сложный момент. Для его более мягкого прохождения возможны пьесы из руки в руку или с задержанием длинной ноты (не требующей особого внимания) в какой-либо руке при игре мелодических фигураций в другой.

И только после всех этих ступенек можно пробовать осваивать материал полноценно гомофонно-гармонического склада (мелодия + аккомпанемент), а также, лёгкой полифонии (многоголосия).

В ином случае, учение музыке оказывается дрессурой, если у играющего не успевают формироваться те нейронные связи в голове, что позволят ему мыслить самостоятельно, и, следовательно – преодолевать полезные трудности и расти в своём деле.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Мои уроки:

А также учебно-методические и другие материалы о музыкальном образовании в разделах:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства | Дзен
АВТОРСКАЯ ШКОЛА МУЗЫКИ | Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства | Дзен