Недавно на экраны вышел один из самых ожидаемых фантастических фильмов года - продолжение «Дюны» Дени Вильнёва. Своими впечатлениями о том, каким он получился, делюсь в этой статье.
Сюжет. Пол Атрейдес, низверженный и изгнанный в смертоносные пески планеты Арракис коварными Харконненами и императором, давшим на этот геноцид свое добро, становится своим среди фрименов, возглавляет их как вождь и духовный лидер Муад'Диб и отвоевывает то, что принадлежит ему по праву. Это если кратко. Если подробнее - орден Бинэ Гессерит продолжает строить свои интриги во имя генетических линий, леди Джессика ведет свою игру и становится Преподобной Матерью, ее нерожденная дочь становится тем же самым и чем-то куда более интригующим, а возлюбленная Пола Чани становится антиканонической феминисткой прямиком из наших дней. Но обо всем по порядку.
Для начала скажу пару слов о своих отношениях с предыдущим фильмом Вильнёва о Дюне. Подробно расписала все в статье, кому интересно - читайте. Кратко: на момент просмотра я не была знакома с этой вселенной вообще, и фильм мне было смотреть сложно. Впечатления были двоякими, но положительный эффект по итогам просмотра был и вот, в чем: захотелось прочитать книгу, что я и сделала с огромным удовольствием. После первой "Дюны" сразу же пошла вторая книга цикла, "Мессия Дюны", а сейчас я в процессе чтения третьей, "Дети Дюны". Поэтому к просмотру фильма «Дюна. Часть вторая» я уже стала подготовленным зрителем - углубившимся в детали мира Герберта и довольно сильно его полюбившим.
Мое мнение, сложившееся после просмотра первой части, только укрепилось: фильм Вильнёва снят для фанатов первоисточника. Для тех, кто знает, что здесь к чему, знаком с сюжетом, а в идеале - влез с него с ушами. Тогда все эти сцены, визуальные и звуковые решения - просто кайф, просто вау, просто ожившие страницы книги, целиком или частично. Тогда становится плевать на связки, на многие детали - просто смотришь и наслаждаешься. Просто летишь сквозь этот шикарный трехчасовой видеоклип, как Пол Атрейдес на Шай-Хулуде сквозь пустыню.
И на сюжетные отступления тоже плевать - если не на все, то на многие. Фейд-Раута показан маньяком-социопатом-людоедом? Да и ладно, он вышел очень впечатляющим, пугающим и гипнотизирующим вместе с тем. С момента ухода Пола и Джессики в пески прошли не годы, Алия даже не родилась? Да и ладно, пусть для кинозрителя дедушку Володю Харконнена убьет сам Пол. Фильм это фильм, книга - это книга, мы к этому привыкли, мы это понимаем.
Тем не менее есть и те моменты, на которые фанат глаза не закроет - во всяком случае, фанат в моем лице. Мне по-прежнему категорически не нравится образ Джессики в картинах Вильнёва - потому что я наблюдаю эту мощную, вызывающую и уважение, и ненависть, и восхищение, и злость героиню уже в третьей книге, и она по-прежнему впечатляет. В фильме же мы видим всего боящуюся, слабую, нервную и весьма неумную или, во всяком случае, недальновидную женщину, которая вызывает главный вопрос: чему она вообще научилась в ордене Бинэ Гессерит? Почему настолько не в коня корм? Где память предыдущих Преподобных матерей? Все ушло в Алию, а мать оказалась просто сосудом, инкубатором для ее выведения? Может, и правда, таков замысел, но это станет ясно только в следующем фильме.
При этом сам орден Бинэ Гессерит впечатление производит сильное. И Преподобная Мать, верховная, и ее более юные воспитанницы - что принцесса Ирулан, что другая сестра ордена, соблазнившая Фейд-Рауту (и сохранившая его линию - и это тоже отличие с книгой, во всяком случае, с первой, и отличие очень удачное для киноинтерпретации).
Но пальма первенства за отступление от канона со знаком минус принадлежит, конечно, Чани. Чани у Герберта - идеальная женщина Вождя, боевая подруга и любящая, верная спутница жизни, сильная в своей хрупкости, его половина и тень, неотделимо и с полным принятием, согласно собственному выбору и вере следующая за своим избранным. Она и убьет за него, и умрет за него, и родит от него, и... если не сможет сама, будет требовать, чтобы от него родила другая. Она не только его женщина и друг, она его основное доверенное лицо, от нее нет секретов ни в постели, ни в сокровенном, ни в политике. Чани в книгах присутствует на каждом Совете наряду с Ирулан, законной женой Пола. Потому что Чани - это и есть Пол, а Пол - это есть Чани настолько, насколько только способны взаимопроникать друг в друга люди, соединенные чувством, сердцем и судьбой. "Тень" или, если угодно, след Чани очень виден в Тринити (Матрица).
Но у Вильнёва мы наблюдаем совсем другую Чани. Эта Чани спит с Полом, но не рожает от него (эта линия - весьма трагическая, кстати, и ключевая - вообще опущена), не поддерживает его в его выборе, да что там - даже не верит ему, не признает ни вождем, ни пророком, постоянно готова бросить ему вызов и не стесняется заявить леди Джессике, что в бой-то пойдет, но не за Пола, а за свои феминистические убеждения родную планету. А в финале второго фильма и вовсе его бросает, не следуя за ним - уносится в пустыню на черве. Мне очень не нравится такое искажение образа героини в угоду повестке. Плюс ко всему, между Тимоти Шаламе и Зендаей совершенно не химичит. Хотя он хотя бы старается проявлять к ней симпатию.
А вот с кем у Шаламе химичит, так это с Флоренс Пью, исполнительницей роли принцессы Ирулан. Эти двое уже играли вместе в «Маленьких женщинах», и там тоже химичило. А в «Дюне-2» Пью показана в таких ракурсах и нарядах, и вдобавок так умна, что в нее влюбляешься еще издали. Интересно, пойдет ли Вильнёв еще дальше по пути нарушения канона и развернет ли отношения этих героев в роман? С учетом химии актеров и того, что Чани бросила Пола, такая линия прямо напрашивается. Но как из такого поворота потом выруливать обратно к канону, с трудом себе представляю. Впрочем, будут ли к нему вообще выруливать? Вон, вспомнить хотя бы «Бегущего по лезвию»: много там от книги Филипа Дика?.. То-то и оно.
Но даже с учетом другой Чани и Джессики, которые мне не нравятся, вторая часть «Дюны» удалась. Впечатления мощные. Весь хронометраж на одном дыхании. Фанатское сердце радуется, и это мягко сказано. Но я вполне отдаю себе отчет, что если бы так и не прочитала книгу, чувствовала бы себя так же, как после просмотра первого фильма Вильнёва.
Потому что когда сардаукары и/или люди Харконненов дерутся с фрименами, вообще непонятно, кто с кем - и по большому счету, не особенно важно (как и непонятно, сардаукары - это и есть люди харконненов? Или...?). Нет никакого понимания, чем эти сардаукары отличаются (а в книге об этом подробно), нет ощущения, что они непобедимы - и потому они страшны не более, чем орки во 2-м и 3-м «Властелине колец». Нет никаких сомнений, что "наши" с ними справятся - причем легко и без каких-либо заморочек.
А еще если не читать книгу, совсем не понятно, что такое произошло с Джессикой в той пещере после принятия Воды Жизни. Приняла - чуть не померла - потом у нее стал сверхспособный эмбрион, который начал ею командовать еще до рождения, да и все. Вот так показано в фильме. В книге же все несколько сложнее))
И таких претензий можно перечислить множество. Но не буду, потому что плюсов больше. Вторая часть вышла лучше первой - здесь даже есть юмор, который разбавляет общий градус пафоса и драматического предназначения. Здесь больше экшна, больше героев, в них не теряешься, за их линиями интересно следить, и нет ощущения, что кто-то мелькнул слишком ненадолго, бац - и прилетели, бац - и убили (как было с герцогом Лето Атрейдесом в прошлой части).
Бесспорно, играет роль, что теперь я книгу читала, пришла в кино подготовленной и получила красивые, зрелищные и очень качественно исполненные иллюстрации к тому, о чем читала (и читаю до сих пор). Поэтому, повторюсь: на мой взгляд, «Дюна. Часть вторая» хороша. Рекомендую к просмотру. Причем именно на большом экране, с правильным звуком - кайфовать так по полной. Но все же рекомендую с оговоркой: читайте книгу, знакомьтесь с вселенной, и тогда получите от этой киноверсии событий, описанных Фрэнком Гербертом, максимальное удовольствие. Именно так получилось у меня.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!