Величественная «Чайка» - один из ярчайших примет благосостояния гражданина советского государства. Шикарный автомобиль, совершенно недоступный простому смертному.
Но что вообще известно нам о «Чайке»? Давайте соберем некоторые весьма интересные факты. Итак, что нужно знать о культовом авто.
Прямым предшественником хрущевской «Чайки» являлся еще сталинский представительский автомобиль ЗиМ (ГАЗ-12). «Чайка» также должна была получить аббревиатуру ЗиМ (Завод имени Молотова). Однако из-за политической опалы Вячеслава Михайловича в конце 1950-х буквы ЗиМ были из названия Горьковского автомобильного завода оказались навсегда исключены.
Существует мнение, что «Чайку» вчистую слизали с представительских американских автомобилей тех лет - Packard Patrician и Packard Caribbean. Но на самом деле нет, хотя пару образцов этих автомобилей советское правительство для изучения закупило.
Именно от Packard достались «Чайке» те самые утопленные под козырьки фары, «зубастая» решетка радиатора. И да, эмблема V явно тоже оттуда. Правда, у Packard она означает другое - аллегорию на мотор V8.
Да, безусловно творцы ГАЗ-13 вдохновлялись лучшими образчиками заокеанского автопрома. По указанию сверху совершенно не экономя средств, кстати. Но все «Чайка» от модели Packard значительно отличается - иной формой кузова, иным остеклением, оригинальными крыльями и т.д
В великолепную «Чайку» ее конструкторы словно пылесосом собрали буквально все лучшее, что увидели в других автомобилях той поры. Например, электрические стеклоподъёмники и даже кондиционер. И, конечно же, дорогущую коробку-автомат не забыли.
Со стороны «Чайка» выглядела огромной и солидной. И не имела фиксированной цены. Просто потому что советское правительство в продажу ГАЗ-13 не выпускало.
Так как наше руководство просто не считало, что в СССР кто-то автомобиль стоимостью минимум в три «Волги» вообще сможет купить в частные руки да еще и за легальные доходы. Да и зачем такая роскошь простому советскому человеку нужна вообще, а?
В первый свой автопробег длиной в 21 тысячу километров «Чайка» отправилась в 1957-м году.
Серийный выпуск «Чайки» стартовал в далеком 1959-м году, когда гражданских автомобилей в СССР еще вообще крайне мало было. В советских автокаталогах «Чайка» указывалась как «автомобиль повышенного класса». Эм, ну мы вообще бесклассовое общество победившего коммунизма тогда строили, не?
Дебютировала красотка «Чайка» на автосалоне в Брюсселе 1958-го года. Где произвела среди европейской публики просто настоящий фурор.
Автомобиль, кстати, еще и производился крайне ограниченной серией. Всего с 1959-го по 1981 гг выпущено было едва ли чуть больше 3 тысяч «Чаек».
В год с конвейера сходило не более 100-150 ГАЗ-13. Так что продавать такой мелкосерийный представительский автомобиль вообще никакого экономического смысла не имелось.
Да, великолепную «Чайку» нельзя было никому продать или купить. Но зато ее можно было за особые заслуги перед государством подарить. Или же предоставить в бессрочное служебное пользование - с личным водителем. Например, как первому космонавту Земли Юрию Гагарину.
«Чайка» имела весьма необычное расположение бензобака - в заднем свесе. Заправочная горловина вообще скрывалась за задним номерным знаком.
Облик «Чайки» создавали профессиональные художники-скульпторы - знаменитые в СССР Еремеев и Лебедев. Говорят, что именно Еремеев предложил то самое название «Чайка»:
- Чайка же над Волгой летает! (прим.ред. - тонкий намек на классовое модельное превосходство «Чайки» над «Волгой»).
Хотя шикарный советский автомобиль вполне мог получить и совсем другое название. Например, «Стрела».
«Чайка» чаще всего была лишь чисто служебным автомобилем. Выражаясь языком эпохи, «членовозом». А потому нередко выходила с завода только в едином цвете - строго черном. Но имелись и исключения. Как в случае, например, белой «Чайки», подаренной лично Валентине Терешковой, первой в мире женщине-космонавту.
«Чайки» имели золоченные решетки радиаторов. В советском народе потом ходили легенды, что ради этих решеток переплавили аж раритетные царские золотые червонцы.
Кстати, «Чайка» имела собственную эмблему в виде крыльев птицы. И никаких отличительных знаков того же «ГаЗа» не имела. Родства с «Волгой» не признавала открыто, короче. :)
«Чайка» выпускалась в нескольких видах кузова: седан, лимузин, универсал (с литерой С). Так как существовали различные модификации «Чайки».
Например, фаэтон с открытым верхом - для торжественного приема парадов на Красной площади в Москве. Заказало сей автомобиль в количестве нескольких десятков штук лично министерство обороны СССР.
А еще «Чайка» работала и «Скорой помощью» для высокопоставленных лиц. Именно на специально переоборудованных в Риге в медицинские ГАЗ-13 везли в больницу высших советских партийных деятелей.
Разумеется, никаких красных крестов такая «Чайка» не несла и также имела строгую черную окраску. В народе этот автомобиль звали «Черным доктором».
И да, две «Чайки» были выполнены в версии катафалк. Для торжественных похорон высших партийных деятелей страны Советов.
«Чайку» ни в коем случае не следует путать с довольно похожим на нее ЗИЛ-111. Совсем уж топовым автомобилем только из правительственных гаражей СССР, изготовлявшимся чуть ли не вручную.
Любили шикарные «Чайки» служившие в Москве иностранные дипломаты из дружественных государств. Ее же ценили высокопоставленные сотрудники спецслужб, охранявшие в соцстранах первых лиц иностранных государств. Для чего у машины для VIP-секьюрити делалась вот такая особая широкая подножка.
«Чайка» же использовалась и на киностудиях - для съемок и перевозки съемочного оборудования. Правда, киношникам никто новых «Чаек», ясное дело, не дарил. Только старые, списанные из министерств экземпляры.
Ну и какая же по-настоящему богатая советская свадьба без ее величества «Чайки»-то могла обойтись?
Для свадебных фотосессий советский теперь уже ретро-автомобиль нередко и сейчас применяется. Особенно в первопрестольной Москве.
С каждой новой серией «Чайка» немного дорабатывалась и улучшалась. Хотя радикально так и не изменилась за все время своего выпуска.
Но вот на экспорт за бугор наша «Чайка», увы, что называется не зашла. Хотя советское правительство усиленно ее за границей в капстранах продвигало. В том числе, яркими рекламными буклетами. Увы, не смог ГАЗ-13 конкурировать со своими куда более многочисленными американскими и европейскими аналогами.
Неудивительно, что великий фотограф Энни Лейбовиц сделала Горбачеву знаменитую фотосессию именно в «Чайке». Как заслуженную дань навсегда ушедшей советской эпохе.
Времена давно изменились. И сегодня купить подержанную «Чайку» с рук может любой желающий. Цена автомобиля может начинаться с 3-5 млн рублей и достигать несколько десятков миллионов у особо эксклюзивных моделей.