У более 50% предпринимателей в прошедшем квартале выручка оставалась стабильной. В то же время бизнес ждет специальных налоговых режимов и стремится участвовать в госзаказах и госзакупках. Новые сервисы, такие как цифровая идентификация, помогают работать, но пока не все предприниматели ими пользуются. Таковы главные выводы нового исследования ПРИМ от Сбера, ФОМ и Минэкономразвития.
ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») — это совместный проект Сбера, фонда «Общественное мнение» и Минэкономразвития. Он создан для изучения мнений граждан, занятых в сегменте малого и микробизнеса. В проекте также изучается предпринимательская атмосфера в обществе в целом — через опросы россиян трудоспособного возраста (от 18 до 64 лет). Опросы предпринимателей проводятся ежеквартально, а населения в целом — один раз в год.
Динамика состояния бизнеса
Микро- и малый бизнес в России устойчив к турбулентности последних лет. Предприниматели положительно оценивают финансовое положение своего бизнеса и прогнозы на будущий год. С 21 до 25% выросла доля тех, кто определил свое текущее финансовое положение как хорошее, и еще 21% опрошенных отметили его улучшение за последний год. Более чем у половины предпринимателей в прошедшем квартале выручка оставалась стабильной.Особенно ярко оптимистичные настроения заметны среди молодых предпринимателей (возраст 18–35 лет): об улучшении финансового положения бизнеса говорят 40% опрошенных.
«По результатам исследования мы отмечаем положительную динамику развития МСП: предприниматели устойчивы к турбулентности в экономике, положительно оценивают свои перспективы. Доля предпринимателей, которые оценили свое финансовое положение как хорошее, выросла с 21% в 3 квартале до 25%. Еще 21% респондентов отметили его улучшение. Более чем у половины предпринимателей в прошедшем квартале выручка оставалась стабильной. Значительно снизилась доля ожидающих ухудшения в экономике в ближайшие полгода — с 42 до 36%. При этом у бизнеса есть запросы в специальных налоговых режимах и участии в государственных заказах и закупках. Между тем, в 2023 году госкомпании закупили у представителей МСП товары и услуги на 8 трлн рублей. Прирост объема закупок у субъектов МСП к 2022 году составил 13,5%», — отметила замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.Выручка растет благодаря повышению цен, увеличению количества клиентов и сезонности.
Те же, кто заявил о снижении доходов, жаловались на увеличение расходов, ухудшение экономической ситуации, снижение спроса и опять же на сезонный спад.В IV квартале 2023 года ключевой проблемой предпринимателей оставался рост цен у поставщиков, об этом сказали 70% предпринимателей. Треть бизнесменов сталкивалась с проблемой поставок из-за рубежа, еще треть — с падением спроса и с увеличением издержек на сбыт.Интересно, что предприниматели стали реже говорить о проблеме падения спроса. Еще в начале 2023 года его отмечали 54% респондентов, а к концу — только 35%.
Оценка предпринимателями состояния их бизнеса и планы по его развитию практически не изменились: чуть более половины оценивают состояние как стабильное, почти две трети не планируют ни расширения, ни сокращения.За последние три месяца предприниматели вот так работали с ценами на свои услуги:
Настроения и жизненные ценности
Столкновение с большим количеством проблем не помешало большинству предпринимателей сохранить оптимистичный настрой и ожидания. По сравнению с III кварталом больше предпринимателей смотрят в будущее с оптимизмом (с 41 до 46%), а также меньше предпринимателей ожидают ухудшений в экономике в ближайшие полгода (с 42 до 36%).Несмотря на более оптимистичный настрой, с планами на будущее предприниматели стали осторожнее. Тех, кто строит долгосрочные планы, по-прежнему около половины (49%). Но выросла доля тех, кто не строит никаких планов (30%). Аналогичная тенденция есть и у самозанятых.
Согласно опросам ПРИМ, ценностные ориентиры предпринимателей различаются по возрастным группам. Молодые предприниматели ценят финансовое благополучие, самореализацию и карьеру. Предприниматели в возрасте 36–45 лет часто говорят о карьере, но реже о здоровье и общении с друзьями. Для более зрелых предпринимателей, от 46 до 55 лет, особенно важна семья. Начиная с 56 лет бизнесмены больше ценят то, что не связано с работой: здоровье и друзей.Поддержка государства, финансирование и прибыль
Исследователи ПРИМ выяснили, что в IV квартале 2023 года незначительно выросла доля предпринимателей, считающих, что государство скорее помогает малому бизнесу (с 26 до 30%). Среди мер государственной поддержки, на которые рассчитывают предприниматели, вырос спрос на специальные налоговые режимы.
Предприниматели стали реже брать кредиты на бизнес и чаще вкладывать в дело личные средства. Однако желающих привлечь дополнительное финансирование набралось 34%. Среди других видов поддержки востребована помощь с поиском потенциальных инвесторов, 2% хотели бы получить правовую поддержку, столько же респондентов — помощь в разработке бизнес-плана. Прослеживается запрос на льготы по кредитам.
Большинство предпринимателей вкладывают прибыль обратно в бизнес (76%) или тратят на личные потребности (60%).
ИП чаще тратят на личные потребности и инвестируют, но не в свой бизнес. Юридические лица чаще вкладывают в собственный бизнес. Молодежь (18–35 лет) чаще кладет прибыль на вклад или инвестирует. Причем чем выше годовой оборот, тем чаще предприниматели инвестируют обратно в бизнес и реже тратят на себя.
Ставка поднимается
В 2023 году Центральный банк России несколько раз поднимал ключевую ставку. Исследователи ПРИМ выяснили, что чуть более половины опрошенных предпринимателей не почувствовали роста ставки ЦБ, а 42% рассказали о том, что это изменило их бизнес. Среди тех, кто столкнулся с трудностями, 58% говорили об удорожании кредитов, еще четверть респондентов — о снижении платежеспособного спроса, 21% — о росте закупочных цен, 18% — об инфляции в целом.От повышения ключевой ставки больше других пострадали бизнесы из крупных городов, а также те, у кого годовой оборот составляет более 5 млн рублей (55%).Только 10% пострадавших от роста ключевой ставки принимают какие-либо меры по этому поводу: от сокращения количества кредитов и оптимизации до увеличения объемов работ и поиска инвесторов.
Таинственное ID
Исследователи ПРИМ спрашивали предпринимателей и об их отношении к сервисам для быстрого входа и регистрации на сайте или в мобильном приложении без пароля — ID. Об их существовании знают 88% предпринимателей. Чаще всего они слышали про «Госуслуги» (73%), несколько реже — про Сбер ID (57%) и «Яндекс ID» (51%). Потенциальный интерес к использованию сервисов ID есть у 29% предпринимателей.Это те, кто продвигает свой бизнес в интернете через сайт или мобильное приложение. Только 9% уже используют сервисы ID, еще 7% планируют начать это делать.