Недавно был у меня интересный опыт. Я побывала на открытых уроках, посвященных красоте русского языка и поиску связи между правильной речью и формированием семейных ценностей.
Конечно, с примерами из русской литературы.
В течение дня мы искали и находили описания привычных нам понятий ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА, ОТНОШЕНИЯ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ТЕРПЕНИЕ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ, ПОКОЛЕНИЕ, ТРАДИЦИИ и многих других в классических произведениях.
И, главное, выбирали, какие произведения из предложенных важно прочитать и обсудить с детьми, если хотим дать им понимание или пищу для размышлений о базовых ценностях.
В качестве книг, подходящих для дошкольного и младшего школьного возраста, наша группа отобрала из 10 предложенных всего четыре. Но даже эти четыре книги вызвали некоторые споры, потому что дети вроде как не готовы в свои годы воспринять или до конца понять смыслы, заложенные в них.
Одна из книг - “Конь с розовой гривой”
Рассказ Виктора Астафьева почему-то многие посчитали слишком сложным произведением для неокрепшей детской психики. Я решила проверить, так ли это, и запланировала прочитать его своим детям.
Для начала освежила в памяти сама, потому что, знаете, так бывает, вроде по названию понимаешь, что это что-то знакомое и ты читал когда-то, но вспомнить подробности не получается.
Удивительная штука память! Только к середине рассказа возникли те места, которые я действительно помнила. Причем всплыла даже обстановка, в которой нам читали фрагмент про Санькину дырку между передних зубов, через которую он мастерски сплевывал, чему все вокруг завидовали.
Наверное, поэтому я плохо помню содержание. Все-таки когда самостоятельно читаешь, запоминается гораздо лучше. А может быть, нам прочитали тогда только отрывок…
Но в этот раз книгу я прочитала на одном дыхании, прослезилась вместе с главным героем, искренне сочувствуя его терзаниям и радуясь тому, что, несмотря на свой недостойный поступок, внук нашел в себе силы извиниться перед бабушкой.
Вечером решила почитать карапузам...
О чем эта книга
В фокусе внимания автора - две семьи, диаметрально противоположные.
Герой, который рассказывал историю (исследователи считают, что она автобиографична, т.е. Астафьев вспоминает случай из своего детства), сирота, потерявший мать и живущий в доме бабушки и деда.
Бабушка Екатерина Петровна, женщина суровая, но добрая в душе, любила порядок во всем и воспитывала внука в строгости. Дедушка был всегда добр и многое позволял мальчику, за что время от времени получал выговор от жены.
В доме напротив жила совсем другая семья. Левонтий - работяга, заготовлял лес и в день получки устраивал “пир горой”, плавно перетекающий в жалостливые песни “про малютку-облизьяну”, жаление сирот, а завершающийся тем, что глава семьи сильно напивался и задавался философским вопросом “Что такое жисть?” После этих слов жена вместе с детьми убегала из дома, а он бил стекла, ругался и плакал.
Тетка Васеня раздавала долги по деревне в день мужниной зарплаты, а уже через неделю брала новые. Дети в этой семье были сообразительными, бойкими и быстрыми. И несмотря на то, что для них привычным делом были драки, ругань и насмешки, сирота, живущий напротив тянулся к ним.
Дети есть дети, игры сближали их, невзирая на разницу. Вместе пошли они как-то за земляникой и в ходе перепалки между “левонтьевскими ребятишками” собранные ими ягоды были съедены. Тут же они решили на слабо взять мальчонку-соседа, который усердно собирал ягоды, чтобы бабушка продала их на ярмарке и купила ему “пряник конем”.
Против Санькиных насмешек и обвинений в жадности мальчик не устоял, отдал и свои ягоды на съедение проворным едокам. А потом стал мучиться - бабушке обещал, а слово не сдержал.
Санька надоумил набрать в туес травы, а сверху закрыть ягодами, то есть еще усугубить ситуацию. Так бы бабушка сразу увидела несостоявшийся результат ягодных сборов, ну, поругалась бы наверное. Но нет.
Сирота послушался коварного Саньку, скрыл траву в туеске шапкой ягод и вручил бабушке, а она даже перебирать и пересыпать ягоды не стала, просто взяла его туес с собой на ярмарку.
Его обман открылся, когда ягоды, собранные сиротой, решила купить “культурная дамочка в шляпке”...
Именно в такие моменты происходят осознания и формируются ценности в человеке
Как поступила бабушка, когда приехала, это вопрос второй.
А первый, так хорошо описанный Астафьевым, - что пережил внук за этот долгий день, о чем он думал, на что надеялся, чем мучился, что вынес из ситуации.
Потрясающее произведение, заставляющее тревожнее биться сердце и думать о глубоких серьезных вещах. И пробуждающее воспоминания.
Я вспомнила случай из своего детства, когда вместе со старшими девочками залезла в чужой огород за клубникой. И нас застали. И отвели прямиком к родителям.
Калейдоскоп моих чувств тогда сложно описать словами, хотя мама меня даже не ругала, просто посмотрела так, что мне все сразу стало понятно и про огород, и про клубнику, и про компанию.
Стоит ли читать такие книги детям?
Однозначно стоит. Хоть это и не сказка, но точно с хорошим концом. Ведь мальчишка на всю жизнь запомнил “того бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”.
P.S. Что касается моих карапузов, только 8-летняя Саша уловила суть рассказа, малыши просто прослушали его, как привычную сказку на ночь.
Спасибо за то, что дочитали до конца. А вы читаете с детьми такие книги, или считаете их тяжелыми для детской психики?
Буду рада почитать ваши комментарии и видеть вас среди подписчиков.
Есть и другие чудесные книги, которые я с удовольствием перечитываю сама и читаю на ночь детям. Вот, например:
Всем добра!