Найти тему

Космос холодной войны в кино: противостояние технологий и идеологий

@Максим Казючиц ко дню космонавтики

Космическая тематика в документальном (научно-популярном кино) СССР и США, располагавших  передовыми космическими технологиями, начиная с конца 1950-х гг.  и далее развивается, что вполне естественно, в тесной связи с конкретными достижениями космической промышленности.

Каждые последующие открытия, прорывы в отрасли: полет первого космического спутника; полет человека в космос; выход в открытый космос; высадка на Луне; отправка межпланетных космических станций (АМС), — существенно влияли на разработку той или иной темы, ее общее художественное решение в документальных фильмах данного направления для обеих стран.   

Однако репрезентация науки и технологий в кино и на телевидении находилось в зависимости от риторики политических отношений СССР и США, оказавших на концепции фильмов значительное влияние.

Гонка космических технологий всего десятилетия 1960-х гг.   хронологически соответствует периоду холодной войны и масштабной гонки вооружений. Достаточно напомнить, что полет Юрия Гагарина происходит буквально за несколько месяцев до печально известного Карибского кризиса.

В научно-популярных фильмах о космосе технологическое соперничество двух сверхдержав приобретает противостояние идеологическое.   Разумеется, интенсивность противостояния изменилась, порой стремительно, как изменились и разнообразные мифологемы, посредством которых и СССР, и США стремились осуществить идеологическую экспансию. Следует отметить, что научно-популярное кино - особенно после Второй мировой войны - было  тесно связано с кинопублицистикой.

-2

С приходом телевидения (в США — в 1950-е, в СССР — 1960-1970-е гг.), предложившего очень большой объем публицистических (популяризаторских, просветительских, информационных) программ, эта связь лишь усилилась.

Технологические инновации

«Первый рейс к звездам» (1961), режиссеры Д. Боголепов, И. Копалин, Г. Косенко, посвящен полету в космос Гагарина.  Политическое значение работы подчеркивается посвящением XXII съезду КПСС. Замысел  помимо прочего преследует цель в сжатой форме проинформировать зрителя об основных аспектах подготовки человека к полету в космос. 

-3

Композиция фильма включает следующие блоки: краткий очерк развития идеи полетов в космос, начиная с Нового времени; официальные кадры знаменитого доклада Гагарина Н. С. Хрущеву и выступление генерального секретаря на трибуне мавзолея;  блок, посвященный краткой биографии Гагарина; основной блок, о разнообразных тренировках кандидатов в космонавты (хроника) и полет Гагарина (хроника).  

Космическая тематика как одна из наиболее эффектных тем 1960-х гг., способная наиболее наглядно продемонстрировать технологическое  преимущество каждой из соперничающих сверхдержав, неизбежно используется для трансляции ценностных образов обеих систем. Достаточно редкий биографический блок о Гагарине реализует одну из ключевых советских мифологем о народе — безусловном создателе всех культурных явлений в СССР. Гагарин, сын «простой колхозницы и путиловского рабочего», родился в одной из деревень Смоленщины,   сообщает закадровый комментатор (традиционный для проекта такого уровня актер Л. Хмара). В кадре помимо вполне ожидаемых архивных фотографий юного Гагарина  показаны кадры малой родины космонавта — река, березовый лес крупные планы березовых почек («В эту рощу бегал он босоногим мальчонкой…»). На словах Хмары, «Юрию было семь лет, когда на Смоленщину хлынули гитлеровцы», показаны оставшиеся от войны окопы, солдатская каска. Военная тема проводится далее, и за кадром звучат строки стихотворения Александра  Твардовского «Партизанам Смоленщины». Таким образом, тема «сына народа», причем человека из глубинки, и народа-освободителя принципиальны и контминируются в пределах одного сюжета.

Кадр фильма
Кадр фильма

Забота о человеке, приоритет человеческой жизни перед дорогостоящими технологиями неоднократно подчеркивается в фильме «Первый рейс к звездам», в том числе и через отдельный сюжет — запуска незадолго до полета Гагарина космического аппарата с собаками Белкой и Стрелкой. Комментатор поясняет, что несмотря на многократные проверки, человек должен отправиться в космос в последнюю очередь. 

-5

Тема соперничества с США представлена лаконично: показаны архивные кадры запусков американских ракет с животными (шимпанзе), материалы пресс-конференции NASA, где журналистам представляют кандидатов для полета в космос. Однако, иронически замечает  Хмара, миру были предъявлены американские астронавты, но отправился в космос — советский космонавт.

-6

Фильм «The race in space» (1959), режиссер Д. Л. Уолпер, интересен как пример использования космической промышленности в рамках идеологического противостояния СССР и США и пропаганды. Постановщику  предстояло решить весьма деликатную задачу — объяснить американской аудитории, почему, несмотря на  очевидное экономическое преимущество перед СССР, первый искусственный спутник Земли не был запущен  Америкой. В фильме также вводится характерная для США мифологема, известная еще с 1930-х гг., об индустриальной и культурной гегемонии США — лидера свободного мира.

-7

Тем не менее, особенности демократического телевидения вынуждают авторов подробно осветить работу советских ученых по основным и конкурентно успешным проектам — запуску искусственного спутника, запуску аппаратов с собаками Лайкой, затем  Белкой и Стрелкой и их успешное возвращение.

Проигрыш в космических гонках компенсируется мотивом невероятной работоспособности американских инженеров, которые за 19 дней после неудачного запуска ракеты «Explorer 1» выполнили  повторный успешный запуск.  Ведущий в студии завершает фильм словами: «…Гонка ни в коем случае не завершена, Советский союз с его огромными тяжелыми спутниками все еще был впереди, но Соединенные штаты определенно участвовали в гонке и готовы к следующему испытанию»

Продолжение следует

материал целиком

И приглашаем на нашу онлайн лекцию о советской кинофантастике

Лекцию о зарубежной фантастике

А также знакомим с книгой о Ричарде Викторове