Марксизм не догма, а руководство к действию. Мы уже посвятили несколько материалов марксизму как методу познания (то есть материалистической диалектике) и марксизму как науке (то есть полученным с помощью этого метода выводам). Именно в понимании этого и состоит фундамент его освоения. Соответственно, если метод марксизма всё так же остаётся совершеннейшим инструментом анализа реальности, то те или иные выводы марксизма, сделанные в конкретное время, могут и должны корректироваться, так как перед общественной практикой встали новые вопросы, новое положение политэкономических сил, новые условия.
Развитие марксизма как науки в том смысле, чтобы подтягивать выводы этой науки под современность, — это творческое развитие марксизма. Оно допустимо и приветствуется, такой процесс встречался в истории развития марксизма неоднократною. Так, Ленин в своё время поправил главную ошибку Маркса, когда вывел из объективной реальности тот факт, что социалистические преобразования могут начаться не в самой развитой стране мира, и, более того, сначала социализм может победить лишь в отдельно взятой стране, что не приведёт сразу к падению всего буржуазного мира. Маркс считал иначе.
Главная ошибка Маркса заключалась в том, что он чрезвычайно переоценил степень глобализации экономики своего времени. Из его трудов видно, что он был уверен в радикальной переплетённости национальных экономик до такой степени, что каждая национальная экономика уже намертво зависит от глобальной. Именно поэтому он считал, что победа пролетариата в одной стране неизбежно приведёт к разрушению всех торговых и распределительных цепочек, резко обрушит власть буржуазии на периферии системы и, как следствие, откроет путь пролетариату к власти. Практика показала, что он ошибся в двух моментах.
Первый: сам процесс переплетения экономик приводит к состоянию империализма, когда самые развитые страны подчиняются власти национального финансового капитала и тот, лоббируя свои интересы, толкает государственный аппарат к внешней экспансии, что приводит к империалистическим конфликтам. Сама возможность ведения полноценных империалистических конфликтов уже говорит о том, что в эпоху империализма рынки переплетены не настолько сильно, чтобы взаимозависимость национальных экономик от глобального рынка достигла неразрывности.
Второй: подлинное переплетение национальных рынков в единый мировой рынок может произойти только на фоне общего внешнего врага, коим для буржуазного мира стал социалистический блок, и только тогда при поддержке уже оформившегося социалистического блока пролетариат может прорвать цепи буржуазного мира, спаянного в глобальный рынок.
Если Маркс переоценивал степень глобализации экономики середины 19 века, то современные марксисты не замечают, что переплетение это достигло такого масштаба, что мы имеем дело с ультраимпериализмом. Между тем именно появление социалистического блока, консолидация буржуазного мира и дальнейшее падение СССР привели к установлению ультраимпериализма, политэкономической конфигурации буржуазного мира, с которым мы имеем дело сегодня. Марксизм не догма, а руководство к действию — поэтому пора самостоятельно анализировать реальность с помощью материалистической диалектики, а не надеяться на Маркса или Ленина, которые жили, творили и побеждали столетие назад. Так мы превращаем их победы в своё поражение.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429