Бывают ситуации, когда человек приобретает билет на электричку, но по различным причинам не может им воспользоваться. Это может быть связано с опозданием на рейс или непредвиденными обстоятельствами, которые приводят к изменению планов. В таких случаях возникает необходимость вернуть билет на электричку в кассу.
Законодательная база
В случае с поездами дальнего следования, возврат денег за покупку не составит труда. Однако, ситуация с электричками гораздо сложнее из-за низкой стоимости билета. Людям может быть сложно разобраться в этом вопросе самостоятельно, поэтому перед тем, как обращаться в кассу с требованиями о возврате, нужно изучить достоверную информацию.
Возврат абонемента на электричку должен происходить при наличии уважительной причины и на основании Федерального закона номер 18. Это железнодорожный устав, который действует в отношении поездов, перемещающихся по территории России. Все необходимые сведения можно найти в 83 статье этого нормативного акта.
Согласно закону, любой человек имеет право вернуть деньги за купленный билет, если обратился в службу за несколько часов до отправления (минимум 120 минут). Однако, в случае с электричкой, закон поддерживает именно перевозчика, а не пассажира.
Внимательно изучая законодательную базу, можно увидеть противоречие между несколькими актами: законом о защите прав потребителей и железнодорожным уставом. В первом документе ясно указано, что любой гражданин вправе отказаться от покупки, пока не осуществил поездку. И характер услуги не имеет особого значения.
Однако, правила РЖД №473 о перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа Российской железной дорогой от 19 декабря 2013 года с актуальными изменениями и закон №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 года могут противоречить этим нормам.
Если же посмотреть на устав железнодорожных компаний, становится понятно, что данные нормы явно нарушаются. Однако, сотрудники вокзала по-прежнему отказывают в возврате денег в соответствии с Федеральным Законом номер 18.
Причины возврата ж/д билетов
Существует множество причин для возврата денег за не предоставленные услуги. Вот некоторые из них:
1. Путешественник опоздал на свой поезд.
2. Отмена мероприятия, ради которого было забронировано место.
3. Опоздание пассажира из-за уважительных причин.
4. Пассажир почувствовал недомогание, и его пришлось экстренно снять с поезда.
5. Отмена рейса или задержка поезда в пути.
6. Обмен, связанный с изменением даты запланированного мероприятия.
Каждое из этих событий может стать причиной сдачи железнодорожного документа.
- Причина уважительная, но билеты не возвращают
Если человек не виноват в задержке рейса или полной его отмене, но оператор при этом отказывает в возвращении суммы, потраченной на билет, необходимо составить письменную претензию.
Сотрудники компании не имеют права отказать в рассмотрении этого документа. Они также обязаны дать ответ пассажиру и четко прописать причины такого решения.
Жалобу направляют на имя начальника станции – служащий кассы должен предоставить эту информацию. Если поступил отрицательный ответ, то следует посетить кабинет начальника, чтобы сообщить лично о противоправных действиях его сотрудников. В заявлении важно правильно ссылаться на Устав перевозчика и законы.
Если гражданину официально откажут в требованиях, нарушая нормы и положения, то необходимо действовать следующим образом:
- Потребовать письмо с указанием причин и подтверждением личной подписью ответственного лица, а также печатью станции.
Чтобы вернуть деньги, нужны официальные доказательства, а потому ссылаться на слова работников или начальника бессмысленно. - Воспользоваться «виртуальной приемной», и написать заявление через специальную форму.
Это можно сделать онлайн на официальном сайте РЖД. Процедура не займет больше 10 минут. - Написать заявление в Роспотребнадзор.
Это организация проводит контроль над каждой услугой, которую предоставляют населению. Если нет возможности посетить структуру лично, то допускается оформить претензию через портал ведомства. Чтобы уточнить нюанс и разрешить имеющиеся вопросы, нужно связаться с сотрудниками по телефону. Оператор подробно разъяснит спорные моменты, подскажет, как вести себя дальше. - Обратиться в суд.
Хоть сумма билета может быть небольшой, но если гражданин твердо решил защитить права, не остаётся ничего кроме подачи иска. Но целесообразность этого действия сомнительна, поскольку стоимость за билет пригородного поезда довольно мала.
Если клиент решил подать на компанию РЖД в суд, это можно сделать только после объявления перевозчику претензии. В противном случае заявление рассмотрено не будет. Этот важный нюанс необходимо учитывать.
При возникновении спорных моментов, можно обратиться за бесплатной консультацией к юристам нашего портала.
Условия возврата
Согласно последнему пункту статьи номер восемьдесят три устава железнодорожной компании, гражданин имеет право получить обратно средства, потраченные на покупку билета, только в том случае, если движение пригородных поездов было прервано на более чем один час.
Исходя из правил, установленных в уставе, можно сделать вывод, что возврат средств покупателю осуществляется только в тех ситуациях, когда компания-перевозчик несет ответственность за невозможность использования билета.
- Когда можно вернуть
Но есть и другой вариант, когда человек может потребовать вернуть потраченные деньги. Если отправление электрички задерживается более чем на 60 минут, пассажир может отказаться от купленного билета, ссылаясь на последний пункт 83 статьи. В этом случае компания обязана возместить полную стоимость билета. Это единственный вариант, когда человек имеет законное право вернуть деньги за неиспользованный билет.
Ситуация объясняется тем, что сложности возникли не по вине пассажира, а перевозчика.
Нужно ли составлять заявление?
Если электричка опаздывает на час или рейс полностью отменен, то в такой ситуации заявление составлять не нужно.
Чтобы вернуть деньги, необходимо следовать инструкции:
1. Прийти на кассу, где был куплен билет.
2. Показать неиспользованный билет и предоставить паспорт для подтверждения данных.
3. Потребовать возмещение денег, сославшись на то, что поезд опаздывает более чем на час или рейс полностью отменен.
Таким же образом следует поступать, если произошла полная отмена без предупреждения. Согласно законам Российской Федерации, кассир не имеет права отказать в просьбе, поскольку такие действия расцениваются как нарушение интересов потребителя.
- Когда возвратить нельзя
Можно ли сдать билет на электричку? Если гражданин не сможет воспользоваться билетом по своей вине, стоимость билета ему не вернут.
Причины не имеют значения. То есть, билет нельзя сдать, если гражданин:
- опоздал на поезд;
- решил отменить поездку;
- не может воспользоваться проездным по другим причинам;
- сторонние компании, занимающиеся продажей билетов (в том числе и в дистанционном режиме), могут устанавливать внутренние правила возврата, отличающиеся от общих норм;
Даже если клиент "РЖД" заранее обратится в кассу, чтобы сдать билет, сотрудники откажут ему в возврате, ссылаясь на описанный выше устав. Причем отказ в данном случае будет вполне правомерным.
Правила возврата билетов
Согласно правилам перевозок пассажиров, возврат билета на электричку дальнего следования может быть осуществлен без объяснения причин. Однако, из общей суммы при возврате денег обязательно удерживается комиссия, и в полном объеме придется вернуть стоимость услуг сервиса.
Что касается электричек пригородного сообщения, то в случае, если клиент РЖД не может воспользоваться проездным талоном по своей вине, ему не будут возвращать стоимость билета, вне зависимости от причин.
Другими словами, нельзя сдать билет на электричку пригородного сообщения, если вы передумали ехать и отменили поездку, если опоздали на электричку или по другим причинам. Даже если вы решите сдать билет заранее, сотрудники РЖД откажут вам в возврате, и их отказ будет считаться вполне правомерным.
Стоит отметить, что сторонние компании-перевозчики могут устанавливать внутренние правила возврата, которые могут отличаться от общепринятых норм.
- Как вернуть билет после отправления поезда
Если вы опоздали на поезд, то вернуть билет онлайн не получится. Вы сможете сдать билет только в кассе ОАО «РЖД». Если на вокзале есть отдельная касса возврата, то обратитесь туда.
Обратите внимание: после отправления поезда вернуть билет можно только на той станции, с которой вы собирались уехать (станции посадки).
До отправления поезда с вашей станции, билет можно вернуть на любой станции, где касса подключена к системе бронирования билетов. На данный момент большинство касс подключены к системе. Список станций можно уточнить на сайте ОАО «РЖД».
Особенности возврата для поездов по РФ:
0-20 минут после отправления поезда с вашей станции — возврат по претензии;
20 минут — 3 часа — обычный возврат (деньги вернутся на карту в срок до 30 дней);
3 часа — 12 часов — возврат по претензии.
- Как вернуть билет в кассе до отправления поезда
Для возврата билета в кассу необходимо обратиться тому пассажиру, на которого был оформлен билет. Если вы хотите сдать билет за другого человека, то это можно сделать только по оформленной доверенности.
Вы можете сдать билет в любой кассе вокзала. Если на вокзале есть отдельная касса возврата билетов, то лучше обратиться туда. С собой необходимо иметь:
- документ, удостоверяющий личность, на который был оформлен билет (оригинал паспорта или свидетельства о рождении для детей);
- билет на бланке (если билет был куплен в кассе), либо распечатанный посадочный купон (или просто назовите номер заказа - это цифры в начале СМС о покупке билета).
Если вы оплачивали билет картой, то возврат средств будет осуществлен на эту же карту в течение 30 дней. Если вы прошли электронную регистрацию и до отправления поезда с начальной станции осталось менее 1 часа, то возврат билета возможен только по претензии.
Размер комиссии при возврате электронного билета
Можно ли вернуть деньги, если вы передумали ехать, зависит от времени оформления отказа. При возврате электронного билета РЖД взимается комиссия. Чтобы узнать, сколько с вас снимут, посмотрите ниже.
Если вы сдаете билет за два часа до отправления, вам вернут полную стоимость. Если вы сдаете билет через два-восемь часов после покупки, то вам вернут 100% или 50% от стоимости билета, в зависимости от расстояния. Если вы сдаете билет за восемь часов до отправления, независимо от направления следования по стране, вам вернут полную сумму. К сумме, причитающейся к возврату, будет добавлен сбор. Пассажир также должен будет заплатить неустойку в размере 185 рублей и 40 копеек с каждого места, от которого он отказался. Эти деньги взимаются сразу, независимо от желания пассажиров – просто возвращается положенная сумма минус 185,40.
Что касается дальних международных направлений:
Если вы отказываетесь от билета за шесть часов и более до отправления, вам вернут полную стоимость. Если вы отказываетесь от билета менее чем за шесть часов до отправления, вам ничего не вернут. Сбор за возврат билета выше – 10 евро.
Для СНГ и близкого следования:
Если вы отказываетесь от билета более чем за сутки до отправления, вам вернут 100%. Если вы отказываетесь от билета менее чем за сутки до отправления, вам вернут 100% или 50%. Исходя из этих правил, если вы хотите отложить поездку, не стоит откладывать с возвратом билета. В конечном итоге это может значительно сказаться на вашем кошельке.
Сроки возврата средств
О временных рамках также важно знать. Если пассажир отказывается от приобретенных мест в поезде, РЖД осуществляет возврат денег в срок от пяти до тридцати дней, что не противоречит утвержденным правилам перевозчика. Отсчет этого времени начинается с даты, когда РЖД был зарегистрирован отказ от электронного билета. Способ возврата посадки на поезд не имеет такого значения, как дата.
Если вам задерживают обратный перевод средств, необходимо обратиться в банк.
Сроки возврата ЖД касаются билетов, купленных в безналичной форме. При покупке за наличные, вам вернут их наличными сразу в кассе. Аннулируя купленный билет за сутки до отправления поезда, в системе интернет или через вокзал, вы потеряете только процент сбора и комиссию.
К сожалению, практически все внутренние нормативные акты и законодательство составлены таким образом, чтобы человек в любом случае заплатил хоть что-то. Поэтому в ваших интересах четко знать, когда, что и как лучше сделать, чтобы потерять минимум.
- Возврат билетов на «Сапсан», оформленных по специальному тарифу «туда – обратно»
Возврат электронных билетов, оформленных на проезд в «Сапсане» по специальному тарифу «туда – обратно», возможен только при одновременном предъявлении электронных билетов на проезд «туда» и «обратно» в билетную кассу.
Возврат денежных средств за неиспользованный электронный билет «обратно», оформленный на проезд в «Сапсане» по специальному тарифу «туда – обратно», может быть осуществлен в претензионном порядке. Для этого необходимо обратиться в билетную кассу и получить подтверждение о возврате места. С этим подтверждением и заявлением о возврате денежных средств в свободной форме следует обратиться в Северо-Западную дирекцию скоростного сообщения, которая находится по адресу: 196641, г. Санкт-Петербург, поселок Металлострой, участок ж.д. «Река Славянка-ЛЭП», а/я 53. Возврат денежных средств пассажиру будет произведен за минусом 20%-го снижения стоимости проезда в направлении «туда».
- Возврат за билет с электронной регистрацией во внутрироссийском сообщении
Возврат денежных средств за неиспользованный электронный билет с электронной регистрацией на поезда во внутрироссийском сообщении осуществляется в соответствии со следующими условиями:
- в рабочем порядке, если пассажир в течение 20 минут - 3 часов после отправления поезда со станции отправления лично явится в билетную кассу и предъявит документ, удостоверяющий личность, указанный в электронном билете;
- в претензионном порядке, если:
- прошло менее часа до отправления поезда с первоначальной станции отправления и не более 20 минут после отправления поезда со станции отправления пассажира;
- прошло более 3 часов после отправления поезда со станции отправления пассажира, но не более 12 часов после отправления поезда со станции посадки пассажира;
- возврата электронных билетов с электронной регистрацией осуществляется уполномоченным лицом при предъявлении доверенности;
- в иных случаях, предусмотренных нормативными документами.
- Возврат на территории других стран
На территории стран СНГ и Балтии возврат билетов осуществляется в билетных кассах при наличии посадочного купона, оформленного на бланке проездного документа. При этом возврат мест производится без возврата денежных средств.
Для осуществления возврата денежных средств необходимо обратиться в международную билетную кассу на территории Российской Федерации в течение 6 месяцев с даты отправления поезда и предоставить бланк возврата мест, неиспользованный посадочный купон на бланке проездного документа и документ, удостоверяющий личность пассажира.
На территории европейских государств возврат билетов осуществляется в билетных кассах только при наличии проездного документа, оформленного на бланке установленной формы. На проездной документ наносится отметка о его неиспользовании с указанием даты, времени обращения пассажира и других необходимых данных.
Для возврата денежных средств за неиспользованный проездной документ необходимо обратиться в международную билетную кассу на территории Российской Федерации в течение одного месяца с даты отправления поезда, указанной в проездном документе, предоставить заявление и неиспользованный проездной документ с соответствующей отметкой. Рассмотрение заявления пассажира осуществляется в течение 180 дней со дня его получения.
Как обменять билет
Если вы хотите изменить место, вагон или поезд, то вам следует вернуть билет онлайн и приобрести новый. При этом, к сожалению, возврат сбора ОАО «РЖД» и сервисного сбора Туту.ру не предусмотрен.
Подробнее о том, сколько денег вы можете вернуть, вы можете узнать из нашего предыдущего сообщения.
Обмен билетов возможен только в кассе на вокзале. Разница между обменом и возвратом заключается в размере сбора ОАО «РЖД» - при обмене он будет на 60 рублей меньше. При обмене деньги возвращаются на банковскую карту в течение 30 дней, как и при обычном возврате.
Претензионный возврат билетов
Суть претензионного обращения заключается в том, что пассажир, желающий вернуть электронный билет РЖД, должен подать письменную претензию в вокзальную кассу. К сожалению, в данном случае онлайн-обращение недоступно. Условия возврата электронных билетов РЖД требуют личного присутствия на вокзале отправления.
Право требовать отложенный возврат электронного билета, приобретенного через интернет на портале РЖД, возникает в следующих случаях:
- Поездка была отменена из-за болезни пассажира, что должно быть подтверждено документально;
- Отправление состава запланировано менее чем за час, и пассажир завершил электронную регистрацию;
- В периоды от 0 до 20 минут и от трех до двенадцати часов после отправления состава от начальной точки, если пассажир не уехал.
Чтобы получить деньги за электронный билет РЖД, можно воспользоваться безналичным расчетом или обратиться в кассу. Способ оплаты билета будет таким же, как и способ возврата средств.
Пассажир имеет право вернуть купленные онлайн билеты в течение 6 месяцев после даты события, обратившись с претензией на железнодорожную станцию. Решение по запросу будет принято в течение месяца.
Чтобы восстановить свои претензионные права, необходимо:
- Явиться лично в кассу вокзала отправления;
- Заполнить претензионное заявление на выданном бланке;
- Получить квитанции с суммой к возврату и вычетом.
Также подготовьте сам билет или его номер из четырнадцати цифр, а также медицинскую справку, если поездку пришлось пропустить из-за болезни.
Если кассир не уполномочен принимать претензионные заявления, он должен предоставить координаты, куда следует обратиться с вашим вопросом.
Дополнительные вопросы
- Что делать, если средства не возвращают
Если кассир отказывается вернуть деньги, в первую очередь стоит написать претензию. Сотрудники станции должны рассмотреть этот документ в установленные законом сроки и дать ответ. Если после этого гражданину откажут в удовлетворении его требований, можно предпринять следующие шаги:
- Обратиться в "виртуальную приемную" на официальном сайте РЖД.
- Обратиться в Роспотребнадзор. Это ведомство контролирует услуги, предоставляемые населению. Можно подать письменное заявление или оставить жалобу на сайте организации.
- Начать судебное разбирательство. Если гражданин твердо решил защитить свои права, он может подать иск в суд. Однако целесообразность такого шага весьма сомнительна, учитывая стоимость проезда на пригородных поездах.
Важно отметить, что подать иск в суд можно только после предоставления перевозчику письменной претензии.
- Как вернуть билет онлайн, если он куплен на Туту.ру
Чтобы вернуть билеты, вам необходимо выполнить следующие шаги:
1. Войдите в свой Личный кабинет.
2. Выберите заказ, для которого вы хотите оформить возврат.
3. В этом заказе найдите ссылку «Выбрать билеты для возврата».
4. Если вы хотите вернуть билеты для всех пассажиров, выберите пункт «все билеты из заказа». Если вы хотите вернуть только определенные билеты, выберите пассажира, чей билет вы хотите вернуть.
5. Нажмите на кнопку «Оформить возврат».
Если в заказе у вас несколько билетов, вы можете вернуть их все вместе или только некоторые из них.
- Как вернуть билет, если вы находитесь за пределами России
Обратитесь в кассу в той стране, где вы находитесь. Предъявите билет на бланке ОАО «РЖД» (полученный заранее на территории РФ) и документ, удостоверяющий личность, указанный в заказе. Кассир выдаст бланк с отметкой об отмене билета.
Обратитесь в кассу возврата ОАО «РЖД» на территории России в течение 6 месяцев после отправления поезда. Предъявите полученный бланк об отмене билета, бумажный билет и паспорт.
Если вы находитесь за пределами России, то процедура возврата билета одинакова, независимо от того, следует ли поезд в зарубежье или по России. Если вы хотите вернуть билет по России, то сделать это можно только в странах СНГ и Балтии (Латвия, Литва, Эстония).
До отправления поезда с вашей станции можно поставить отметку в билете во всех кассах любой страны. После отправления - только на станции вашей посадки.
Обратите внимание: если вы купили билет на международный поезд в кассе за рубежом, то и обращаться с возвратом вам нужно будет в эту же кассу.
- Как вернуть билет, если вы заболели
Если вы заболели и не можете поехать, то вернуть билеты можно только в кассе на вашей станции (и больше ни на какой другой). Если на вокзале есть отдельная касса возврата, то обратитесь туда.
Для возврата билетов вам необходимо предъявить следующие документы:
- документ, данные которого были указаны в заказе (оригинал паспорта и свидетельства о рождении для детей);
- билет на бланке (если билет без электронной регистрации) или номер заказа (если билет с электронной регистрацией);
- документы, подтверждающие факт болезни - справку из больницы или больничный лист.
Также в кассе вам нужно будет заполнить заявление (бланк выдаст кассир). Если вы оплатили билет банковской картой, то деньги вернутся на нее.
Порядок возврата билетов в зарубежье такой же, как и в России. Однако, если вы заболели, то к документам, которые нужно предъявить в кассе ОАО "РЖД", добавляется справка из больницы. Справка должна быть оформлена в той стране, откуда вы отправляетесь, а не в России. Подробности уточняйте у перевозчика (АО "ФПК").
Обратите внимание, что поводом для возврата по болезни является только справка из больницы или больничный лист. Если же с вами произошел несчастный случай, авария и т.д., и у вас нет справки из больницы, то в течение 6 месяцев с отправления поезда вы можете подать претензию перевозчику. Однако, все претензии рассматриваются в индивидуальном порядке и здесь нет никаких гарантий возврата денег. Подробности о подаче претензии уточняйте у перевозчика (например, АО "ФПК").
Общий срок возврата складывается из времени на рассмотрение заявления (по России до 30 дней) и срока возврата денег (7-30 дней).
- Как вернуть невозвратный ж/д билет
Вернуть деньги за неиспользованный невозвратный билет в большинстве случаев невозможно. Вернется только стоимость оплаченного постельного белья и сервисных услуг РЖД (например, провоз животных, дополнительный багаж, страховки; заказанное питание, не входящее в стоимость билета).
Оформить возврат стоимости постельного белья и сервисных услуг РЖД проще всего на сайте или в приложении Туту.ру. Для этого зайдите в раздел «Заказы» в личном кабинете, выберите нужный билет и нажмите кнопку «Оформить возврат».
При этом с вас удержат сбор РЖД за оформление возврата (203 рубля 50 копеек). Сбор не взимается, если его сумма меньше или равна стоимости оплаченного постельного белья и сервисных услуг РЖД. Также не возвращаются комиссия платежной системы, сервисный сбор Туту.ру, сбор за оформление онлайн-возврата.
При желании сдать железнодорожный билет можно и в кассе РЖД.
- Что делать, если в билете есть ошибки
Если вы случайно купили билет на другой поезд и у вас есть время до отправления, то вы можете обратиться в раздел «Как обменять билет».
Если в билете есть ошибки в личных данных, то возможны следующие ситуации:
- Если в билете не более одной неверной буквы в фамилии и одной неверной цифры в номере паспорта, то вам не нужно ничего делать. Вас спокойно пустят в поезд с таким билетом. В дате рождения допускаются любые ошибки. Исключение - если ошибка влияет на стоимость билета, например, он оплачен как «детский», а после исправления должен стать «взрослым».
- Если ошибок больше (например, перепутано отчество), то вам нужно будет переоформить билет. Это можно сделать двумя способами:
- Заранее лично подойти в кассу РЖД с паспортом и номером заказа или посадочным купоном. Вам выдадут новый билет, стоимость услуги составит 223,7 руб. По правилам, изменить персональные данные можно только в билете АО «ФПК», но известны случаи, когда в кассе исправляли данные в билетах других перевозчиков. Уточните в кассе на месте.
- Обратиться к начальнику вашего поезда до его отправления. Ваши персональные данные исправят и выдадут новый билет. При этом нужно будет уплатить сбор 200 руб.
- Если ошибок так много, что пассажира нельзя идентифицировать - такой билет можно только вернуть (онлайн или в кассе).
- Если в билете больше двух ошибок, то лучше всего обратиться в кассу, так как способ восстановления билета (переоформление или возврат) во многом зависит от конкретного кассира.
- Как вернуть билет за другого пассажира
Это можно сделать только в кассе. По правилам, у вас должны быть:
- Билет на бланке или посадочный купон (либо назовите кассиру 14-значный номер заказа — это цифры в начале СМС о покупке билета).
- Оригинал вашего паспорта (ксерокопия, даже заверенная нотариусом, не принимается).
- Доверенность на возврат билета (и на получение денег, если билет был оплачен наличными).
- Доверенность должна быть написана от руки. Подготовьте и подпишите ее заранее. В доверенности должны быть указаны паспортные данные доверителя и доверяемого, сам предмет доверения («оформить возврат ж/д билета № …»), подписи и дата.
Заключение
Вернуть деньги за неиспользованный билет на электричку можно только при одном условии: если в движении поезда образовался перерыв более 1 часа. В противном случае, сотрудники компании имеют законное право отказать в требовании.
Если дело дошло до разбирательств с привлечением сторонних структур, предпочтительно сначала обратиться в Роспотребнадзор. Это может увеличить шансы на то, что сотрудники будут наказаны за нарушение законов.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!