Найти в Дзене
Этноmix

Семь признаков сходства тоталитарных сект и тоталитарных государств

Оглавление

Понятие «тоталитарное государство» появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини, в то время как понятие «тоталитарная секта» было впервые употреблено Дворкиным в 1993 г. При ближайшем рассмотрении оказывается, что эти явления имеют много общего. В этой заметке предлагаю проанализировать 7 признаков сходства.

плакат с Муссолини Si (Да!)
плакат с Муссолини Si (Да!)

1. Наличие тоталитарного лидера

Тоталитарный лидер является абсолютным авторитетом, подобием божества во плоти. Что бы он ни говорил и какую бы ложь не нес с высокой трибуны, это всегда воспринимается как истина в последней инстанции. Даже сам факт присутствия тоталитарного лидера вызывает приступы радости, от ощущения сопричастности чему-то более великому, чем собственное существование.

Очень хорошо передает это состояние Корней Чуковский описывая съезд 22 апреля 1936 г.:

«Вчера на съезде сидел в 6-м или 7 ряду. Оглянулся: Борис Пастернак. Я пошел к нему, взял его в передние ряды (рядом со мной было свободное место). Вдруг появляются Каганович, Ворошилов, Андреев, Жданов и Сталин. Что сделалось с залом! А ОН стоял, немного утомленный, задумчивый и величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила и в то же время что-то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его — просто видеть — для всех нас было счастьем.»
Ошо у Ролс-Ройса
Ошо у Ролс-Ройса

2. Отсутствие критического мышления

Отключение критического мышления абсолютно необходимо, для формирования человека послушного и для поддержания устойчивости существования как тоталитарных сект, так и государств. Любое сомнение или критика в отношении лидера приводит к тому, что из людей, несущих лучики добра они тут же превращаются в крайне агрессивных особей, начинают угрожать посадками, высшей карой или физической расправой. Никакие логические доводы, факты насилия внутри секты не способны поколебать веру адепта в том, что его государство или секта являются источником зла как для членов секты, так и для внешнего мира. Любое зверство или насилие будут либо отброшены как фейк, либо оправданы как неизбежное зло во имя высшей миссии. Например, распыление газа в Токийском метро объяснялось адептам Аум-Синрике как акт, который приведет к перерождению душ в более высоком мире благодаря процедуре переноса сознания Поа. Как всегда в таких случаях, цель оправдывает средства.

Еще Иван Грозный в переписке с Курбским цитировал послание к Евреям апостола Павла, утверждая, что всякий противящийся власти противится Богу. В русском переводе Библии (Евреям 13 17) оно звучит следующим образом:

«Повинуйтесь начальникам вашим и будьте им покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как имеющие дать отчет, чтобы они это делали с радостью, а не воздыхая; ибо это для вас это не полезно.»
Планета безликих, «Властелины Времени»
Планета безликих, «Властелины Времени»

3. Отсутствие альтернативы или выбора

Именно отсутствие альтернативы делает секту или государство тотальным, безальтернативным. Альтернатива, как возможность высказывания иных идей или мнений, полностью недопустима, а в тоталитарных государствах преследуется по закону. Любое альтернативное мнение считается вражеским и его носителя следует либо уничтожить, либо изолировать от общества. По этой же причине совершенно невозможен выбор тоталитарного лидера. Тоталитарный лидер, конечно, может прийти к власти путем демократических выборов, как это было с Гитлером, но на этом демократия заканчивается. Далее если выборы и проходят, то только как праздник единения и подтверждения народного почитания лидера, как это описал Евгений Замятин в романе Мы в 1924 г.:

«Нужно ли говорить, что у нас и здесь, как во всем — ни для каких случайностей нет места, никаких неожиданностей быть не может. И самые выборы имеют значение скорее символическое: напомнить, что мы единый, могучий миллионноклеточный организм, что мы — говоря словами «Евангелия» древних — единая Церковь.»
-4

4. Изоляция и сходство с вирусным заболеванием

В условиях тоталитарной секты внешний мир представляется злом, поэтому разрываются все социальные связи кроме единомышленников. Тоталитаризм подобен вирусу и чем больше в окружении человека становится адептов, тем сложнее сохранить здравомыслие. В тоталитарном государстве при этом стараются уничтожить всех, кто имеет дерзость мыслить не так как полагается.

Предельно четко об этом высказался гендиректор Царьград, Игорь Малафеев:

«Скольких управленцев и у нас в 1990-е купили, скольких воспитали. Большинство из них, слава Богу, уехали либо уже не у власти. Но кое-кто по-прежнему здесь, мимикрировал. Так вот, мы, Фонд Царьград, будем "анти-Соросом". Мы будем противоположностью "Открытого общества". Закрытым обществом. Или традиционным обществом.»

В связи со сравнением тоталитаризма с вирусом, нельзя обойти стороной такую его форму как ковидизм, в котором проявилась новая, транснациональная форма тоталитаризма. На эту тему мной была написана отдельная статья о сходстве ковидизма и деструктивных культов.

-5

5. Навязчивая пропаганда

Такое явление как пропаганда возникло благодаря средствам массовой информации. Впервые министерство пропаганды появилось в Германии в 1933 г. Под руководством Йозефа Геббельса. Как уже неоднократно проверено, при отсутствии критического мышления, централизованное многократное вдалбливание любой лжи с центральных трибун превращает ее в правду. Но тут есть небольшое различие. Если у государства имеется вся мощь сми, то сектантам приходится расклеивать свои плакаты на столбах, навязываться в диалог со случайными прохожими или ходить по квартирам, что конечно резко снижает охват аудитории.

В 1869 году в «Венце жизни», еще до рождения Геббельса, Иза Благден писала:

«Если ложь печатается достаточно часто, она становится квазиистиной, а если такую правду повторяют достаточно часто, она становится догмой, и люди будут умирать за нее.»
Белое братство
Белое братство

6. Создание светлого идеала

Любая тоталитарная секта или государство оправдывает свои действия высшими целями и благонравием. Любой тоталитарный лидер рассказывает своим адептам, что только их секта противостоять мировому злу и все это делается исключительно из бескорыстного служения людям. Тоталитарный лидер по сути становится идолом, портреты которого висят в любой шаражке. Если указать сталинисту на то, что страна превратилась в огромный концлагерь, он воскликнет «а как же иначе?» или «лес рубят, щепки летят». Огромное количество трупов всегда обосновано высшей и светлой целью, к которой почему-то приходится идти по дороге, усеянной кровью и трупами. Однако, как заметил Пелевин в путешествии в Эвлевсин: «Но в рай, знаете ли, нельзя войти в кровавых калошах – он сразу станет адом.»

-7

7. Деструктивные последствия

В основе любой тоталитарной секты или государства лежит подсознательное влечение к смерти, поэтому их существование всегда сопровождают теракты, войны, насилие, катастрофы, уничтожение природы, которые реализуют это подсознательное желание. Любая тоталитарная секта завершает свое существование в результате какой-либо катастрофы, вплоть до массового самоубийства, а любое тоталитарное государство завершает свое существование полной разрухой. В древние времена когда был неурожай и мор, люди могли отправить своего правителя на встречу с богами, но в случае с тоталитаризмом мы имеем дело с парадоксом: чем больше насилия и смертей, тем сильнее сплачиваются члены партии, тем сильнее становится их убежденность в правильности выбранного пути и избранности их лидера. Даже если государство полностью уничтожено и лежит в руинах, мнение адептов остается неизменным, они не смотря ни на что продолжают верить что их лидер все делал правильно, а в разрухе виноваты не они, а внешние или внутренние враги, как это было в случае с фашистской Германий. Даже при смене двух поколений многие до сих пор уверены, что сталинские времена были самыми светлыми в истории страны. Большой вопрос, сколько должно смениться поколений, чтобы пришло осознание случившейся катастрофы и понимание причины, почему его граждане начали слепо и массово поклоняться злу в чистом виде.

Фильм Эквилибриум
Фильм Эквилибриум

Парадокс же в том, что даже если перечислить все эти семь признаков адептам тоталитарной секты или государства, они все равно не в состоянии этого понять и проанализировать. Все что может делать марионетка — следовать инструкциям, исходящим от высшей инстанции и за это получать свою долю наслаждения от причастности к чему-то большему, чем она сама.

Что же заставляет человека со свободной волей становиться Zомби? Прежде всего желание стать частью чего-то большего. Взамен человек принимает идею величия от этого Большего. Чем большее количество людей втягивается в коллективность Мы, тем сильнее становится ощущение Величия. и тем выше риски инфецирования идеей, в результате чего индивидуальность обезличивается, становясь матричным шаблоном. Человек начинает повторять заезженные фразы и теряет способность критически мыслить. При этом внешне человек может вести себя как угодно: может быть улыбчивым суфием, добродушным йогом или вдохновенным музыкантом, до того момента, как он неожиданно превращается в марионетку системы. И тогда в мгновение ока он становится бездумным винтиком: хладнокровным киллером или адвокатом дьявола. Просто потому что так нужно для безопасности матрицы. А безопасность — всегда высший приоритет, даже ценой жизни винтика.

Читайте также: