Найти в Дзене
X-tracks

Истра. Однодневный сплав-открытие водного сезона 2024.

Оглавление

Пока еще кое-кто докатывает на лыжах стремительно таящие клочки снега в подмосковных лесах, мы как-то спонтанно в воскресный день открыли очередной водный сезон. А именно, одним днем прошлись по подмосковной речке Истра.

Речка, благо половодье, течет быстро и мы, сильно не напрягаясь, прошли 34 км. Мероприятие это имело, скорее, спортивный интерес, ибо сплав по половодным речкам в условиях плотной прибрежной застройки - удовольствие для гурманов)) Ландшафты, помимо бесконечных заборов по обоим берегам, иногда разбавляются нехитрыми достопримечательностями...

Нитка маршрута: Истра - Трусово - Качаброво - Октябрьской фабрики - Лужки - Зеленково - Павловская Слобода

Открытие сплавного сезона на р. Истра на пакрафте.
Открытие сплавного сезона на р. Истра на пакрафте.

Протяженность: 33,6 км.

Длительность:  1 день.

Карта похода
Карта похода

Сокращения в тексте: ППХ - правый по ходу движения, ЛПХ - левый по ходу движения, ПОР - правый орографически, ЛОР - левый орографически, в [квадратных скобках] указаны названия точек на треке. Если будет интересно, трек можно будет скачать (ссылка в конце текста) и потом загрузить в навигатор или телефон, что бы проще было ориентироваться на местности.

ЗАБРОСКА-ВЫБРОСКА

До старта добирались на пригородной электричке из Москвы до пл. Истра. От платформы несколько сотен метров пешком до реки по ходу движения электрички.

К финишу у моста в Павловской Слободе вызвали Яндекс-такси и доехали до пл. Нахабино (есть вариант доехать на рейсовом автобусе). Далее вновь электричкой обратно в Москву.

МАРШРУТ

0 км - начало маршрута от ж/д моста в Истре [STRT]. У моста почти стоячая вода, еле заметно, в какую сторону идет течение.

1,0 км - устье реки Малая Истра по ПОР берегу [RVR01]. Течение становится значительно быстрее.

Река Истра. Половодье.
Река Истра. Половодье.

2,5 км - устье реки Песочная по ЛОР берегу [RVR02].

3,0 км - подвесной пешеходный мост в д. Глинки [BRGF01].

3,9 км - остатки плотины [DNG01*], по высокой воде мы их не заметили.

Остатки плотины на реке Истра.

Раньше здесь была плотина. Она представляла собой конструкцию из бревен, заполненную грунтом. Водники, которые сплавлялись по Истре, были вынуждены ее обносить. Позже её начало размывать, и сейчас уже практически не видно. На северном берегу осталось несколько бетонных плит...
Остатки плотины на реке Истра. Источник: pastvu.com
Остатки плотины на реке Истра. Источник: pastvu.com

4,3 км - остатки старого деревянного моста через р. Истра [DNG02*], по высокой воде мы их не заметили.

4,6 км - автомост между Вельяминово и Трусово.

4,9 км - водосброс очистных сооружений г. Истры [PLSHN01].

7,5 км - опоры старого железнодорожного моста [DNG04*], по высокой воде мы их не заметили.

12,1 км - двойной ж/д мост Большого кольца МЖД на высоких опорах.  Излюбленное место для прыжков rope jumpers.

13,3 км - остатки речной плотины [DNG05*] перед мостиком. По высокой воде мы ее не заметили.

14,0 км - автомост ЦКАД.

16,2 км - мост [BRG02] в д. Лужки. Река тут делает большую петлю, то отдаляясь от д. Лужки, то снова приближаясь. В деревне можно наблюдать красивую  Петропавловскую церковь 1734 года.

Петропавловская церковь в селе Лужки
Петропавловская церковь в селе Лужки

Петропавловская церковь 1734 года.

Первые документальные сведения о селе Лужки относятся к 1431–1433 годам. В Лужках к этому времени уже существовал храм во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Видимо, этот деревянный храм через некоторое время сгорел или обветшал, но вскоре был возобновлен. В 1730 г. вдова стольника Аграфена Феоктистовна Ладыгина подала прошение построить каменную церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. В начале строительных работ А.Ф. Ладыгина скончалась и строительство было закончено ее душеприказчиком, действительным статским советником А.А. Кротовым. 6 сентября 1734 г. церковь была освящена во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Во время нашествия Наполеона в 1812 г. Лужки пострадали от неприятеля: было сожжено несколько домов, однако сам храм остался в целости и не был осквернен. После 1917 г. храм был закрыт и подвергся разграблению и частичному разрушению. Летом 1996 г. в храме было совершено первое богослужение.
Петропавловская церковь в селе Лужки (старое фото) Источник: https://kifa-savl.cerkov.ru
Петропавловская церковь в селе Лужки (старое фото) Источник: https://kifa-savl.cerkov.ru
Петропавловская церковь в селе Лужки (старое фото) Источник: https://kifa-savl.cerkov.ru
Петропавловская церковь в селе Лужки (старое фото) Источник: https://kifa-savl.cerkov.ru

20,0 км - пешеходный мост и канатная дорога [BRG03] дома отдыха «Лужки клуб» (когда-то на этом месте был пионерский лагерь).

Канатная дорога через р. Истра дома отдыха «Лужки клуб»
Канатная дорога через р. Истра дома отдыха «Лужки клуб»

20,8 км - Ёрш-камень, даже в высокую воду тут знатная поганка [DNG06*].

22,2 км - начало территории Корпоративного университета Сбербанка [SBER]. Где-то тут снимали сцены кинофильмов "Пёс Барбос и необычный кросс" и "Берегись автомобиля".

Место сцены кинофильмов "Пёс Барбос и необычный кросс" и "Берегись автомобиля"

Фильм снимался в окрестностях посёлка Снегири в Истринском районе Подмосковья, на живописном берегу реки Истры, ныне застроенном коттеджными посёлками. Сцены со взрывом динамита и горящим деревом снимались рядом с дачей Ивана Семёновича Козловского, расположенной в соседнем дачном товариществе «Мастера искусств» в деревне Жевнево."
Тут же недалеко снимали эпизод из кинофильма "Берегись автомобиля"
Сцена кинофильма "Пёс Барбос и необычный кросс" Источник: pastvu.com
Сцена кинофильма "Пёс Барбос и необычный кросс" Источник: pastvu.com
Эпизод из кинофильма "Берегись автомобиля" Источник: pastvu.com
Эпизод из кинофильма "Берегись автомобиля" Источник: pastvu.com

24,2 км - зловонная сливная труба на ПОР берегу [PLSHN02].

28,7 км - мост через реку [BRG04].

30,1 км - навесной мост [BRG05]. Метрах в 150 - 200 ниже по течению на ЛОР берегу, по информации с викимапии, можно найти остатки окопов времен ВОВ [INT01*].

32,6 км - сужение русла реки. В результате скорость течения возрастает и начинаются перекаты [DNG08]. По высокой воде это место не так критично. Через 100м на ЛОР берегу родник "Святой колодец" и купель [SPRNG], оформленные в виде часовни. Хорошо видны с реки, можно зачалиться и подойти.

Часовенька у родника "Святой колодец"
Часовенька у родника "Святой колодец"

33,6 км - окончание маршрута под автомостом [FNSH]. Перед ним подряд идут: трубопроводный мост [BRG07] и пешеходный мост [BRGF06] (на месте старого автомобильного).

ВЫВОДЫ

  • Порадовало изрядное количество коллег-туристов уже вовсю катающихся на разнообразных плавсредствах начиная от сапа, заканчивая непонятными судами типа детского-спасательного-круга-с-дном.
  • Сплав по такой реке, да еще в паводок - занятие для истинных фанатов, ибо чистота воды, ее запах и мусор, который по ней плывет - удовольствие еще то.
  • Течение в это время бойкое, 34 км прошли легко, не утруждая себя.
  • Питьевую воду, естественно, нужно брать с собой. Думаю, что пить воду из реки, даже после кипячения, ни у кого мысли не возникнет.

ССЫЛКИ

  • Статья на сайте автора: тут
  • Фотоальбом: здесь
  • Треки и координаты некоторых полезных точек доступны по ссылке.

- Источники использованные при написании этой публикации: