Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

Пей чай, не скучай: народные гуляния в живописи XVIII-XIX веков

Посмотрим на три жанровые картины «из народной жизни», найдем на них самовары, напитки из которых согревали тело и веселили душу. Картины мы расположили в хронологическом порядке.

ПОДНОВИНСКОЕ ГУЛЯНЬЕ МОСКВИЧЕЙ

В XV веке на высоком холме близ впадения реки Пресни в реку Москву возвели Новинский Введенский Богородицкий монастырь. В 1764 году императрица Екатерина II его упразднила и вплоть до 1870-х годов большая незастроенная монастырская территория стала одним из любимых московских мест для гуляний на Пасхальной неделе. Потом здесь обустроили Новинский бульвар и массовые гуляния закончились.

Качели и карусели, балаганы с представлениями и зверинцы, трактиры и торговля с лотков – развлечения были на любой вкус. Бывал здесь и простой люд, и богатые купцы с аристократами. Сохранились сведения о посещении в 1826-1831 годах Подновинского гулянья Александром Сергеевичем Пушкиным.

В 1795 году работавший в России французский живописец Жерар Делабарт написал в жанре повседневного городского пейзажа полотно «Подновинское предместье в Москве во время народного гуляния». На одном из фрагментов картины можно видеть людей, угощающихся из самовара.

Жерар Делабарт, 1795, «Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья». Из собрания Государственного Русского музея
Жерар Делабарт, 1795, «Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья». Из собрания Государственного Русского музея

Фрагмент картины Жерара Делабарта «Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья»
Фрагмент картины Жерара Делабарта «Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья»

БАЛАГАНЫ В ТУЛЕ НА СВЯТОЙ НЕДЕЛЕ

Живописец-жанрист Андрей Андреевич Попов (1832-1896) родился в Туле, в семье потомственного иконописца и художника. В 14 лет он вольным слушателем поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, в 28 лет после многих академических успехов получил звание первоклассного художника. В 1867 году Попов начал работать над созданием жанровой картины «Балаганы в Туле на Святой неделе». Народные типы он срисовывал с натуры, ну а атмосфера пасхальных гуляний в родной Туле была ему хорошо знакома. Картину потом приобретет Павел Михайлович Третьяков для своей галереи, а уменьшенное ее повторение, выполненное в 1873 году, теперь хранится в Государственном Русском музее.

Андрей Андреевич Попов, 1868 год, «Балаганы в Туле на Святой неделе». Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Андрей Андреевич Попов, 1868 год, «Балаганы в Туле на Святой неделе». Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Фрагмент картины Андрея Андреевича Попова «Балаганы в Туле на Святой неделе» 1873 года из собрания Государственного Русского музея
Фрагмент картины Андрея Андреевича Попова «Балаганы в Туле на Святой неделе» 1873 года из собрания Государственного Русского музея

ВЕСЬ ПЕТЕРБУРГ ГУЛЯЕТ: МАСЛЕНИЦА НА АДМИРАЛТЕЙСКОЙ ПЛОЩАДИ

Знаменитый Константин Егорович Маковский (1839-1915), один из самых высокооплачиваемых художников пореформенной эпохи, родился в Москве. В 12 лет он поступил в Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец Егор Иванович Маковский, художник-любитель и коллекционер. В 1858 году Маковский переезжает в Санкт-Петербург, чтобы учиться в натурном классе Императорской академии художеств, а в 1863 году присоединяется к возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским Санкт-Петербургской артели художников. В это время он пишет картины из повседневной жизни простых петербургских жителей.

Так называемый Адмиралтейский луг еще с XVIII века был местом праздничных гуляний. В 1822 году на его месте устроили Адмиралтейскую площадь, которая просуществовала до 1874 года. А в 1869 году Константин Егорович Маковский написал большое полотно – «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», принесшее ему звание профессора Академии художеств. Художественный критик Владимир Васильевич Стасов высоко оценил жанровую панораму города: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая, чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков».

Константин Егорович Маковский, 1869 год, «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Из собрания Государственного Русского музея Иллюстрация 6
Константин Егорович Маковский, 1869 год, «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Из собрания Государственного Русского музея Иллюстрация 6

Фрагмент картины Константина Егоровича Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»
Фрагмент картины Константина Егоровича Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»