Найти тему
Из глубины

Сознание и бессознательное в нашей жизни. Процесс осознавания.

Оглавление

В этой статье я просто и понятно освещаю проблематику сознания и бессознательного, рассказываю, в чем огромная заслуга Фрейда в психиатрии и медицине, проясняю точку раскола психоаналитической школы, ввожу в теорию архетипов Юнга, а также намечаю взаимосвязь сознательного и бессознательного внутри психики.

Сознание

Проблематика сознания поднималась еще в 16-17 веках, например, Декартом или Гегелем, до формирования психологии как науки.
На сегодняшний день наука и медицина допускают следующие понимания сознания:

  • высшая, свойственная только людям и связанная со способностью интерпретировать мысли функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролем человека за счёт рефлексии;
  • состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира итела и организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события;
  • высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.

Сознание в широком смысле включает в себя самоощущение индивида, информацию из органов чувств и из собственной памяти. Переживаемый опыт сравнивается с предыдущим, связывается с ним с помощью ассоциативных цепочек и интегрируется личностью.

Если представить себе темную ночь, то сознание можно представить в виде солнечного луча среди этой темноты – своей направленностью оно подсвечивает определенное место и может дать информацию о нем – чувствуете вы себя уверенно или скованно, холодно вам или жарко, вспоминаете ли вы о каком-то эпизоде своей жизни. В этом смысле сознание напрямую связано со вниманием, направленным на то, что воспринимается в данный момент, и определяется наше сознания через присутствие в этом моменте и восприятие происходящего при помощи органов чувств. Это осознавание себя собой, само-ощущение и чувство своего «я», ощущение себя как автономной личности, индивидуальности, отделенного от других одушевленного существа, которое впервые появляется в возрасте 1 года и развивается в промежутке от 1 до 3-х лет. В этот период ребенок усваивает информацию о том, что он есть, он существует, он есть и существует отдельно от значимого взрослого. Или не усваивает. Напишите, если вам интересно узнать об этом периоде психического развития поподробнее.

Бессознательное

Впервые о бессознательном заговорил Зигмунд Фрейд, сделав огромное открытие в психиатрии и медицине своего времени. Критика Фрейда, на мой взгляд, связана в первую очередь с восприятием его слишком буквально и неумением читать многие тексты через аналитическую метафору и символизм. Определенно, чтобы читать Фрейда и Юнга, необходимо понимание аналитического языка и метафоры. Тем не менее, именно Фрейд был первым человеком в своей сфере, предложившей лечить женщин с истерией разговором и беседой, а не вырезанием матки, как это было принято в эпоху того времени. Именно благодаря Фрейду сегодня у нас есть психотерапия в том виде, в котором мы ее знаем и понимаем.

Размышляя о психике человека, Фрейд представлял ее в виде айсберга, где лишь небольшая верхушка, представляющая собой сознание, возвышается над водой, ее мы и видим, представляем, осознаем. Однако, большая часть психики скрывается под водой и остается невидимой — это и есть наше бессознательное, где происходят различные психические процессы и динамики. Содержимое этой скрытой области психики Фрейд считал вытесненными и забытыми материалами: воспоминаниями, чувствами, мыслями, желаниями и влечениями, которые по тем или иным причинам скрываются личностью от самой себя (благодаря защитным механизмам психики, открытым тоже Фрейдом).

Причины эти можно свести к одному большому тезису о том, что эти эмоции, образы и воспоминания слишком неприятны, болезненны и даже разрушительны для психики. Невыносимый опыт как бы инкапсулируется и откладывается в психическое «хранилище» - человеческое бессознательное. Однако, там весь этот материал не перестает существовать, он остается в памяти, но к нему теряется доступ, в свою очередь же он активно продолжает свою психическую деятельность и оттого оказывает влияние на жизнь и поведение человека.

Фрейд разработал собственную концепцию личностной структуры, включающую три компонента:

  • Ид — спонтанная, «инстинктивная», животная часть, которая живет желаниями и влечениями, а также отвечает за агрессию и сексуальность;
  • Суперэго — контролирующая, сдерживающая часть, своего рода рамки и запреты, родительские и общественные установки, которые появляются в процессе воспитания;
  • Эго — сознательная часть, которая уравновешивает две другие, проявляющиеся неосознанно. Эго воспитывается и развивается самим человеком в течение всей его жизни.

Последователь и ученик Фрейда, Карл Густав Юнг, расширил и дополнил его теорию, что вызвало трудные чувства у основателя психоанализа и, тем самым, спровоцировало идейный разрыв двух выдающихся ученых прошлого столетия. Так образовалась аналитическая психология – юнгианский анализ – или «современный психоанализ», как часто его называют – в модальности которого я веду частную индивидуальную и групповую практику.

Юнг открыл, что личное бессознательное содержит в себе комплексы (скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта). Комплексы формируются вокруг самых разных тем, однако, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение человека – особенно, если они не осознаются им. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что компоненты комплекса или даже весь комплекс, как материал личного бессознательного доступен для осознания. Напишите, если вам интересно узнать подробнее о комплексах.

Главное дополнение Юнга, помимо теории комплексов, заключается в том, что он выделил среди бессознательного два пласта – индивидуальное и коллективное. Помимо личного, индивидуального бессознательного каждого человека в отдельности,предполагалось еще и существование общей мировой души или информационного поля.

Сам Юнг писал об этом так: «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

В этом наследии содержатся единые для всех людей идеи или образы, которые отлично прослеживают себя в наследии человечества – мифах, сказках, легендах, мемориалах и прочих достояниях культуры. Их Юнг назвал архетипами.

Архетипы коллективного бессознательного в той или иной степени проявлены в каждом из нас. Ниже я привожу те архетипы, о которых изначально писал Юнг:

  1. Персона — знакомый и привычный образ себя, каким он воспринимается в повседневной жизни, то, каким человек представляет себя миру и каким мир знает его.
  2. Эго — центральная сфера сознания, служащая основой нашего самосознания.
  3. Анима / анимус — внутренний образ женщины у мужчины / мужской образ у женщины.
  4. Тень — находится вне поля зрения и не осознается человеком, средоточие черт, которые он в себе отрицает, лежит на границе сознания и бессознательного.
  5. Самость — центр психики, истинная, врожденная и неизменная сущность, вокруг которой должны интегрироваться другие ее части (на что и нацелен анализ и работа с аналитическими включениями).

Таким образом, в предложенной мною выше метафоре о темноте ночи и луче сознания среди нее, бессознательное и является той самой ночью, огромной, безграничной, таинственной и полной различных существ и содержаний – чего только не встретит путник, идущий ночной дорогой…

Взаимосвязь сознания и бессознательного

Для здорового функционирования психики необходима взаимосвязь сознания и бессознательного, тогда энергия жизни – либидо – может протекать по всей психической организации личности, свободно перемещаться и производить свои плоды: творческую и личную реализацию, ощущение своей силы и полноты жизни, способность к росту и развитию, возможность исследовать и изучать себя, мир и других, возможность продвигаться внутри бессознательного к главному архетипу, по Юнгу, к Самости – центру психики и архетипу целостности и порядка. Этот процесс и носит название "осознавание".

Анализ помогает наладить диалог между этими сферами психической организации личности для того, чтобы жизнь человека протекала наиболее гармонично и полно.

А про то, как можно пробовать налаживать этот диалог (между сознанием и бессознательным) самостоятельно – я напишу в следующей статье.