Анисим Иванович Калугин показывает пойманных тигрят жене Елене Исаевне и дочери Ирине. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы.
Село Романовка было основано русскими старообрядцами, бежавшими в середине 1930-х гг. от коллективизации из советского Приморья в Маньчжурию. Зимой 1936 г. братья Калугины из посёлка Силинхэ, охотясь в пустынной местности близ линии КВЖД, обнаружили участок, показавшийся им пригодным для создания новой старообрядческой общины.
Получив от японских властей разрешение, первые 25 семей в том же году основали там посёлок, названный в память о русской царской семье Романовкой.
Аксинья Поносова несёт решето для просеивания семян.
Жители занимались земледелием, скотоводством и охотой, в том числе отловом тигров для зоопарков разных стран мира.
Романовка быстро богатела и росла, так что уже в 1941 г. стала местом проведения поместного собора русских старообрядцев Маньчжурской империи. К лету 1945 г. в селе было уже более 40 дворов и более 200 жителей.
Павел Филатьевич Поносов за подгонкой пуль.
Всё изменилось с приходом Красной армии. Многие мужчины были арестованы и вывезены в советские концлагеря, некоторые жители бежали в более труднодоступные места.
Братанники (двоюродные братья). Петя (слева) и Ефим Гуськовы.
В середине 1950-х гг. часть семей выехала в СССР, чтобы воссоединиться со своими репрессированными родственниками, однако большинство жителей Романовки в 1957 г. при помощи Всемирного совета церквей и Международного комитета Красного Креста смогли покинуть коммунистический Китай и выехать в Австралию и Южную Америку.
Часть их затем перебралась в США, где их потомки до сих пор проживают в штатах Орегон и Аляска. Так закончилась 20-летняя история русской Романовки.
Анна Константиновна Слободчукова перегоняет молоко на сепараторе.
К счастью, у нас есть возможность составить уникальное по полноте впечатление о жизни Романовки в период её расцвета благодаря фотографиям, сделанным японскими исследователями в 1938-1941 гг.
Интерес японцев был вызван планами их правительства осуществить массовую японскую крестьянскую колонизацию Маньчжурии, первые попытки которой потерпели крах. Японским крестьянам не удавалось прижиться на новой незнакомой земле. В подобной ситуации было признано необходимым изучить опыт успешной русской колонизации Маньчжурии.
Капитолина Осиповна Селеткова качает мёд (брызгает).
В конце 1930-х – начале 1940-х гг. Романовку посетили несколько японских научных экспедиций, которые тщательно исследовали все стороны жизни её обитателей.
Результатом этих исследований стало издание двух книг – «Посёлок Романовка» (Чаньчунь, 1941) и «Земледелие и жизнь белых русских. Из серии „Жизнь колонистов в иллюстрациях“» (Токио, 1942).
Лапта. Подаёт мяч Агапея Селеткова, бьёт Вера Малахова.
Сеятель. Иван Трофимович Селетков.
Марья Ануфриева с сыном Федей.
«Воробьи на прясле». На переднем плане Ваня Калугин с сестрой Фетиньей.
Мавра Бодунова с племянницей готовят землю в рассаднике под посадку капусты.
Елизавета Калугина с сыновьями Васей (слева) и Петей и с телёнком.
Гостьи из Медян. На первом плане Агафья Ревтова. На заднем плане дома П. В. Зубарева, А. В. Павлова, В. Т. Селеткова.
На ближнюю охоту. Максим Петрович Коньшин.
Пашут. До вечера ещё далеко.
Наталья Матвеевна Коньшина с дочерью Васенькой.
Невеста Ирина Кожина с подругами. Слева направо: Аксинья Поносова, Мавра Бодунова, Ирина Гостевских, Вера Малахова, Ирина Кожина, Марья Павлова, Агапея Селеткова, Елена Павлова.
Романовское кладбище. Агафья Феопентовна Калугина (слева) и Ирина Бодунова у могилы Елисея Калугина.
Ямадзоэ Сабуро с коллегой и старообрядцем.
Марфа Калугина нянчит племянницу Иринушку.
Все фотографии были раскрашены и отреставрированы лично мною. Просьба не использовать без разрешения или указания ссылки на источник.
Колоризация моя.
Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира или в группе ВК.