Найти тему

Что посмотреть по пути из Петербурга в Сортавалу? Рассказываю, также о том, чего нет в путеводителях. Часть 3. Карелия после Лахденпохья

Оглавление

Итак, продолжаем наш маршрут по достопримечательным местам от Петербурга до Сортавалы.

Начало маршрута тут:

Проедем через город Лахденпохья и свернем на дорогу, ведущую нас в сторону населенного пункта Сорола. И примерно через 4,5 км приедем к природной достопримечательной.

Скальный парк "Змеиная гора"

Карельские скалы привлекают множество туристов со всей России, но в первую очередь - конечно, с северо-запада, прежде всего - из Санкт-Петербурга. Петербург издавна славился хорошей альпинистской школой, так что на отсутствие интереса к различного рода скалам и прочим местам "где полазить" жаловаться не приходится. В частности, самые известные скалы - на озере Ястребином - за год посещают до нескольких десятков тысяч человек, там проводятся Всероссийские соревнования по скалолазанию. Но у тех скал есть недостаток - отсутствие хорошей проезжей дороги до скальных массивов (по той дороге, которая там есть - не всякий внедорожник проедет).

Жажда новых трасс и желание простого к ним заезда подвигает альпинистов из Санкт-Петербурга к поиску новых скальных массивов в Ленинградской области и в Карелии: Скалы на озере Треугольном, скалы под Хийтола... Но все им мало, и альпинисты продвигаются все дальше в глубь Карельских лесов (благо, статус погранзоны с них сняли лет 10 назад, и теперь любой желающий может свободно туда попасть, без подготовки многочисленных разрешающих документов).

Парк "Змеиная гора", неподалеку от Лахденпохьи, пожалуй самый молодой и самый удаленный (на данный момент) от Санкт-Петербурга - более 200 километров! Но удалённость и молодость не помешали ему прочно укрепиться в сознании альпинистов города. Это обусловлено простым подъездом, хорошими видами и большим количеством трасс (сложностью от пятерки до восьмерки).

Скальный массив
Скальный массив
Скальный массив
Скальный массив

Скалы были разведаны только в 2012 году, тогда же началась их расчистка и прокладка трасс. Высота скал в самой высокой точке - свыше 50 метров, что выше тех же скал на Ястребином. А большая длина скального массива позволяет проводить тренировку большого количества спортсменов и любителей одновременно. Те же из них, кто смог подняться на вершину, может по праву оценить окружающий вид Ладожских шхер.

Вначале можно остановиться на берегу озера и полюбоваться на скальные стены, возвышающиеся над вами. А если проехать ещё метров 150, то направо пойдет небольшая грунтовка. Здесь можно оставить свой автомобиль. Если же у вас внедорожник или хотя бы кроссовер, то можно проехать ещё … метров 150. Здесь уже точно паркуемся и идём по небольшой тропинке наверх. А на самой горе много стоянок, тут нередко ночуют скалолазы.

Вид сверху просто изумительный!

Виды с горы
Виды с горы
Виды с горы
Виды с горы

Возвращаемся назад, к трассе. Поехав Лахденпохью насквозь, после Автозаправки ТНК, поворачиваем налево, по указателю на Хуухканмяки. И через 1,8 км у нас очередной очень интересный объект.

Филина гора (Хуухканмяки)

Указатели на эту достопримечательность, тоже будут встречаться вдоль трассы. Военный комплекс «Гора Филина» (N 61° 32.946' E 30° 11.990') расположен в окружении леса и представляет собой мощную гранитную скалу, с двумя входами внутрь скалы. С 1943 по 1944 год природный грот был приспособлен под командный пункт финской армии. Его площадь внутри скалы 750 квадратных метров, с высотой потолков 4 метра. Внутри командного пункта имеются все необходимые коммуникации. Как инженерное сооружение командный пункт уникален, при строительстве применены необычные технологии и материалы.

Гора Филина Вход в бункер
Гора Филина Вход в бункер
Гора Филина. Площадка перед входом
Гора Филина. Площадка перед входом

После войны эти пещеры частично использовались как склады для военной части расположенной неподалеку. А потом и вовсе были заброшены. Автор бывал тут в 2012 году, года это просто были подземные полости, наполенные мусором.

Пещеры горы Филина. Фото 2012 года.
Пещеры горы Филина. Фото 2012 года.
Пещеры горы Филина. Фото 2012 года.
Пещеры горы Филина. Фото 2012 года.

В настоящее время продолжаются работы по сбору и размещению военно-исторической экспозиции музея с разделами: Зимняя война 1939-1940 года, Великая Отечественная война в Карелии 1941-1944 год. На территории комплекса проводятся реконструкции боевых действий, квесты, зарницы и другие тематические мероприятия.

Гора Филина. Внутри подземелья
Гора Филина. Внутри подземелья
Гора Филина. Внутри подземелья
Гора Филина. Внутри подземелья

Гора Филина. Музейные экспозиции
Гора Филина. Музейные экспозиции

Гора Филина. Музейные экспозиции
Гора Филина. Музейные экспозиции

Также в музее открыт раздел, посвященный геологии Карелии. В частности, рассказывается о минералах «Горы Филина». В здесь встречаются минералы: биотит, кварц, гранат, мусковит, кианит, андалузит, сортавалит. Последний минерал привлекает к себе внимание, как минерал, встречающийся только в юго-западной части Карелии и больше нигде в мире!

Гора Филина. Музейные экспозиции
Гора Филина. Музейные экспозиции

Особенности рельефа и живописные виды, открывающиеся со смотровых площадок и пешеходных дорожек превращают «Гору Филина» в привлекательный объект для панорамной и пейзажной фотосъемки. Здесь можно совместить интересное времяпровождение с изучением истории и оздоровлением.

На территории имеется бесплатная парковка. Музей работает ежедневно, с 10:00 до 19:00, касса работает до 18:15. Каждые 45 минут проводятся экскурсии. Стоимость посещения – 500-600 рублей. В стоимость входит: экскурсия в подземный музей, познавательный пешеходный маршрут со смотровыми площадками, парк военной техники, галерея деревянных скульптур.

В целом место весьма интересное, рекомендую посетить!

Питон из бетона

Снова мы отклонимся от прямого маршрута и свернём сторону поселка Метсямикли. Если в этом поселке повернуть налево за автобусной остановкой, то через 150 метров будет мостик через речушку Ниванйоки. С мостика открываеся очень милая картина: каменный островок посередине русла, на котором растет елочка, река его огибает и ...Стоп! Где-же река? Подходим и видим чудесный водопад высотой метра четыре (N 61° 35.658' E 30° 18.947'). Шумит и бурлит. Низвергается со скалы. Река здесь преодолевает гранитную скалу и делает поворот на 90 градусов. Финны, бывшие обитатели этой земли, построили здесь плотину и использовали силу падающей воды для хозяйственных нужд. То ли здесь была мини- (или даже микро) ГЭС, то ли большая мельница, точно сказать нельзя, но конструкция объекта любопытна. Здесь большая часть воды течет в открытую, радуя нас брызгами, а часть воды отводится в закрытую бетонную трубу, которая изгибаясь идет вдоль берега, выплевывая воду ниже по течению. Эдакий бетонный питон. Живописнейшая картина: ревущие потоки воды, низвергающиеся каскадами, и замысловатый бетонный водовод. Красивое место, но опасное. Следите за детьми, так как скала там крутая и в дождь скользкая.

Питон из бетона
Питон из бетона

Питон из бетона
Питон из бетона

Питон из бетона
Питон из бетона

Гидрогородок - Сортавальская база гидросамолётов

Этот объект находится совсем уже рядом с Сортавалой. В целом особых достопримечательностей там нет, но может быть интересен любителям военной истории и заброшенных техногенов (N 61° 39.980' E 30° 40.990'). Вскоре после въезда в Сортавалу поверните направо на улицу Энергетиков. Учтите, что покрытие здесь грунтовое, и в межсезонье на низкосидящей машине не уверен, что можно проехать (тогда нужно в объезд). Ул. Энергетиков упирается в ул. Холмистую. Здесь направо и до конца.

Сортавальская база гидросамолётов была официально создана в июне 1918 года и получила название «Лётная станция 1» (Lentoasema 1). Место, помеченное красным крестом – это территория на берегу залива Вакколахти между нынешними зданиями пивзавода и первой школы. Она находилась в центре города на берегу залива (где-то между Пивзаводом и Первой школой). Этот снимок сделан, по всей видимости, с колокольни Лютеранской церкви, сгоревшей при советской бомбёжке в феврале 1940 года, ну а в начале века ещё возвышавшейся над городом. На переднем плане мы видим здание городской ратуши, ныне библиотеки. Деревянное здание слева я тоже помню – оно пережило пешеходный мост, которого уже не было в моём детстве, то есть в 1960е годы.

Сначала это были два сарая, покрытых брезентом, где размещалось два летательных аппарата, а третий находился на мостках для втягивания самолётов. Для взлётов и посадок использовалась водная поверхность Ляппяярви.

Затем название базы изменили на «Морскую разведывательную эскадрилью 2» (Meritiedustelulaivue 2). В августе 1924 базу эскадрильи перенесли на 3 км. южнее в место "Касинхянтя" на мысе Варвалинниеми, то есть Гидрогородок, где ангары существовали и в советское время и где располагалась воинская часть. Там государством была куплена бывшая школа и земли, принадлежавшие деревне Касинлахти, где были построены два деревянных ангара, небольшая казарма, дома для обслуживающего персонала и другие постройки. В последующие годы были выстроены дома для офицеров, дом для солдат, проложена трёхкилометровая автодорога в город, оборудовано стрельбище и всякое другое. Название в очередной раз изменилось на «Лётную станцию 3» (Lentoasema 3). В 1938-39 гг. был построен новый ангар со спусковыми мостками и техническими подсобными помещениями.

Ангар
Ангар

Перед ангаром
Перед ангаром

Сейчас тут все заброшено. Ангар снаружи смотрится конечно внушительно, а внутри вообще, можно в футбол играть. Еще в ангаре очень интересная акустика – можно петь и кричать, будет прикольно.

Внутри ангара
Внутри ангара

На этом рассказ о достопримечательностях дороги от Санкт-Петербурга до Сортавалы заканчиваю. По Сортавалу напишу отдельную статью.

Предыдущая часть тут: Что посмотреть по пути из Петербурга в Сортавалу? Рассказываю, также о том, чего нет в путеводителях. Часть 2. Карелия

Если уважаемые подписчики знают ещё какие-то любопытные объекты вдоль этой трассы, то пишите в комментариях.

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!