Найти в Дзене

Что посмотреть по пути из Петербурга в Сортавалу? Рассказываю, также о том, чего нет в путеводителях. Часть 1. Ленинградская область

Оглавление

От Санкт-Петербурга до карельского города Сортавала около 240 километров. И по новому шоссе проехать их можно примерно за 3 часа. После постройки скоростного Новоприозерского шоссе (трасса А-121), новых участков трассы в Карелии и реконструкции дороги на севере Ленинградской области, этот путь в Карелию стал намного комфортнее и быстрее. Исчезли «тягуны», что были на старом шоссе и пыльные грунтовые участки на границе регионов. Красота! Но если особо не спешить, а путешествовать в свое удовольствие, можно посетить много интересных мест на этом отрезке пути. Вот об этих «точках интереса», как известных, так и не очень, я и хочу рассказать в этой статье.

За начало маршрута возьму пересечение КАД и Новоприозерского шоссе. Итак, поехали!

Карта маршрута
Карта маршрута

Лосевские пороги и Красная труба

Через 73,5 км от КАД трасса пересекает протоку между озерами системы Вуокса. Сразу после моста множество магазинов и кафешек. Здесь на парковке можно оставить свой автомобиль и прогуляться назад к реке.

Река Вуокса, протекающая по территории Карельского перешейка, - второй по величине приток Ладожского озера, на долю которого приходится 27% общего объема поступления речных вод в озеро. Река берет начало из озера Сайма на территории Финляндии и впадает в Ладожское озеро двумя рукавами. Длина бурной протоки реки Вуокса составляет 880 м, перепад высот 3 м, скорость течения 8 м/сек, среднегодовой расход воды 600 куб. м/с. Ширина реки в этом месте 88 метров, глубина - около 7 м.

Лосевская протока
Лосевская протока

Карта Лосево и протока
Карта Лосево и протока

Однако, не все знают, что протока эта, дело рук человеческих.

Успех «случайной» осушки озера Суванто (Суходольское) в 1818 году, вдохновил финляндское правительство на спуск всех озер на Вуоксе в надежде получить качественные сельхозугодья. Проектом 1857 года предполагалось снять верхушку на перешейке Кивиниеми, ширина которого была менее 700 метров, а затем прорыть несколько канавок параллельно существующей протоке. Проект был осуществлен 17 сентября 1857 года. Сначала вода шла тихо, но уже через день не осталось и следов от Кивиниемского перешейка. Через 9 дней после открытия работ вода в Суванто поднялась на 3 метра и затопила прибрежные низменности. Таким образом, из небольшого ручейка образовалась река. Сейчас протока – популярное место для занятий водным туризмом, на ее берегах проходит знаменитый фестиваль «Вуокса».

Через протоку переброшены 2 железнодорожных и 2 автомобильных моста. Новые автомобильные мосты построены в ходе реконструкции трассы Санкт-Петербург - Сортавала. Фактически мосты строили заново, в три этапа.

-4

Сооружение органично вписалось в окружающий природный ландшафт. Мост имеет два раздельных арочных пролётных строения с гибкими подвесками из высокопрочных вант. Такое инженерное решение продиктовано сложным рельефом местности и бурным нравом самой крупной реки Карельского перешейка. Украшенный архитектурно-художественной подсветкой мост через Вуоксу уже стал достопримечательностью как трассы «Сортавала», так и Ленобласти. Рядом с сооружением организована смотровая площадка.

Мост с подсветкой
Мост с подсветкой

По мосту ездили-ходили многие. Но далеко не все знают, что с берега на берег можно пройти и под мостом. Под автомобильным полотном, на обоих мостах проложен технологический проход – металлический мостик, выкрашенный в красный цвет. Мостик разделен на секции круглыми проходами, прямо как переход из отсека в отсек подводной лодки. Эдакая, красная труба. Идешь, а под тобой несутся бурные воды Вуоксы, а сверху громыхают автомобили. Вот такой вот аттракцион. Очень забавно перейти тут с берега на берег.

Красная труба
Красная труба
Красная труба
Красная труба

-8

Продолжаем маршрут. После Лосево скоростная четырехполосная дорога заканчивается. Начинается обычная двухполосная трасса, с ограничениями скорости в населенных пунктах.

Руины финской мельницы и ГЭС

Через 21 км после моста через Лосевскую протоку, дорога минует речку Пионерка. Здесь можно свернуть с трассы и посмотреть на останки финского гидротехнического сооружения (N 60 48,036 E 030 06,855).

Руины мельницы и ГЭС
Руины мельницы и ГЭС

Река Пионерка (Финское название - "Pikonjoki") протекает между озерами Отрадное и Комсомольское. Длина реки всего 4,6 километра, при этом перепад уровней воды составляет 4,5 метра. По меркам Карельского перешейка это - достаточно бурная река, на которой можно использовать энергию водного потока. Чем, собственно говоря, местное население занималось с давних времен: первая мельница в этих местах появилась еще в 17 веке. Рядом с мельницей было основано два поселения: Monrua и Kalamaja, границей между которыми была река.

В 1932 году мельница была модернизирована и перестроена в ГЭС, для чего на одном из двух каналов (а по некоторым сведениям - и на обоих) была поставлена турбина. Колесо генератора турбины сохранилось до сих пор, кстати. При этом сооружение сохранило функции мельницы и использовалось по этому назначению минимум до 1940 года. Для сброса излишков воды рядом с мельницей была устроена бетонная плотина с тремя плоскими затворами.

Руины мельницы и ГЭС
Руины мельницы и ГЭС

После 1945 года мельница не восстанавливалась, хотя в 1948 году поселения Монруа и Каламайя были объединены. Объединенному поселению дали название "Мельничные ручьи".

На данный момент река Пионерка все так же несет свои воды, журча по перекатам. Плотина в хорошем состоянии и служит для прохода (проезда по плотине нет!) местных жителей с одного берега реки на другой. Здание ГЭС частично разрушено, однако сохранило общие композиционные черты (умели все-таки Финны строить!).

Руины мельницы и ГЭС
Руины мельницы и ГЭС

Крепость Карела

Проезжая через город Приозерск. Прямо от дороги вы увидите полузасыпанные земляные валы форпоста Руси на Северо-Западе - крепости Корела. Здесь можно съехать и поставить машину на небольшой парковке ( N 61° 1.899' E 30° 7.418'). Парковка небольшая и в сезон, могут быть проблемы с поиском места. Рядом с парковкой установлены боевые машины середины ХХ века. Самоходное орудие ИСУ 152 «Зверобой», ИС-3 1945 года выпуска, самоходная зенитная установка «Шилка».

ИСУ-152 "Зверобой"
ИСУ-152 "Зверобой"

ИС-3
ИС-3

От парковки по указателям идем пару сотен метров к крепости.

В новгородской летописи сообщается, что в 1143 г. Корела предприняла поход на соседнее племя Емь. А в шведских летописях первое упоминание о поселении Корела появилось в 1294 г. Свидетельства летописных источников были подтверждены материалами археологических раскопок, обнаруживших культурный слой ХII в. Старая крепость - выдающийся памятник древнерусского военно-оборонительного искусства.

Крепость Корела
Крепость Корела

Центром всех укреплений была Круглая воротная башня, перестроенная шведами в конце в 1364 г. Через нее проходил единственный путь в цитадель. Первоначальный облик башни был сильно искажен последующими перестройками (в том числе шведского периода) и пожарами. В обе стороны от башни расходятся крепостные валы. Деревянные конструкции валов до наших дней не сохранились. В состав оборонительной стены детинца (крепости) входит Старый арсенал - здание 1591 г. с толстыми стенами, сложенными из булыжного камня, и Новый арсенал, возведенный в начале ХVIII в. В ХVI в. был построен бастион - пятиугольное укрепление, примыкающее к крепости. Бастион связан с крепостью сохранившимся до наших дней подземным туннелем. Об истории крепости рассказывает музейная экспозиция, которая охватывает несколько эпох жизни крепости.

Крепость Корела. Круглая башня
Крепость Корела. Круглая башня

Основали крепость карелы, давшие ей название - Кякисалми. В Новгородских же летописях город упоминается под названием Корела. Шведам дважды удалось захватить Корелу: первый раз - в 1580 г. на 17 лет, второй - в 1611 г. на 100 лет. Именно тогда за городом закрепилось шведское название Кексгольм. Сразу после взятия города в 1580 г. шведы перестроили крепость по образцу западноевропейских бастионных укреплений. Сохранившиеся до наших дней сооружения крепости были возведены шведами в конце ХVI в. В археологической коллекции музея среди предметов, найденных на территории крепости, есть шведские монеты ХVII в., курительные трубки, игральные фишки. С середины ХVIII в. Кексгольмская крепость была превращена в политическую тюрьму. За более чем столетнюю ее историю в ней содержались: Иоанн Антонович - "император под запретом", семья Е.И. Пугачева - две жены и трое детей от первой жены Софьи, декабристы-офицеры, петрашевец Р.А. Черносвитов и многие другие.

В крепости потихоньку ведется реставрация. Так, начиная с 11 ноября 2023 года, для посещения доступны внутреннее каре крепости и здание нового арсенала, где располагается основная экспозиция музея. Временно закрыты здание старого арсенала, Круглая башня, частично ограничен доступ к внешнему периметру крепости.

Крепость Корела
Крепость Корела

Вход в музей платный. Крепость доступна для посетителей в зимний период с 10:00 до 17:00. А в летний период (1 мая - 30 сентября) режим работы такой - Пн - Чт: 9:00 - 18:00, Пт - Сб: 9:00 - 19:00, Вс: 10:00 - 18:00

Билет стоит 200 рублей, для льготников – 100 рублей. Касса перестает работать за полчаса до закрытия! Последний четверг каждого месяца - санитарный день.

Лютеранская кирха в Приозерске

После осмотра крепости Корела, можно ещё зарулить к старинному культовому сооружению – Лютеранской кирхе (N 61° 2.275' E 30° 6.933'). Кирха явно выделяется на фоне панельных домов.

Лютеранская кирха в Приозерске
Лютеранская кирха в Приозерске

Несколько слов о её истории. Уже в конце XIX века подавляющее большинство жителей Кексгольма (бывшее название Приозерска) составляли финны-лютеране. У лютеран города имелась довольно ветхая кирха Святого Андреаса. 15 июля 1928 года было принято окончательное решение по строительству новой кирхи. Проект большого каменного здания заказали видному хельсинкскому архитектору, профессору Политехнического института Армасу Элиэлю Линдгрену. Линдгрену не суждено было увидеть свою последнюю кирху — он умер 3 октября 1929 года в Копенгагене на 55-м году жизни. Завершала строительство его дочь Хелена Руотула-Стений. 14 декабря 1930 года епископ Выборгский, доктор богословия Эркки Кайла, освятил новую кирху. В 1937 году в кирхе был установлен новый орган.

Лютеранская кирха в Приозерске
Лютеранская кирха в Приозерске
Лютеранская кирха в Приозерске
Лютеранская кирха в Приозерске

Последние богослужения в кирхе Линдгрена проходили в первые дни финской войны. В ходе последующих бомбардировок церковное здание получило серьёзные повреждения: один из снарядов, проломив крышу и перекрытия, сильно попортил пол и скамейки. Когда в марте 1940 года город вошёл в состав новообразованной Карело-Финской ССР, здание кирхи поступило в распоряжение НКВД и использовалось в качестве театра.

Финны, вернув себе Кякисалми на 3 года, весь этот период добросовестно восстанавливали свою кирху. Однако, не окончив работ, в сентябре 1944 года финны вынуждены были оставить город. В 1945 году Кексгольм перешел в состав Ленинградской области и здание кирхи стало Городским домом культуры.

В июне — сентябре 1995 года приезжие пасторы провели в кирхе несколько богослужений. 6 июля 1997 года у западной стены кирхи, там, где когда-то находилось воинское захоронение с останками 105 финских жителей города, был поставлен изящный гранитный памятник по проекту архитектора Кауко Кокко.

Осенью 2001 года кирха окончательно превратилась в…современную танцплощадку. А в 2002 году внутри здания произошёл пожар. Кирху на скорую руку отреставрировали внешне, а вход вовнутрь закрыли. Конечно, к религии, как и к храмам можно относиться по-разному, но превращать их в склады или танцплощадки - это все же слишком.

Ладожские каменоломни

Покинув Приозерск продолжаем наше движение в сторону Карелии. В районе посёлка Кузнечное, рекомендую совершит прогулку от трассы, до берега Ладожского озера и посмотреть на заброшенную каменоломню 18 века (N 61° 7.950' E 29° 57.180').

К месту ведет тропа, которая начинается на шоссе в точке с координатами: N 61° 07.555' E 29° 55.764'. Здесь, на обочине, вполне можно оставить свой автомобиль. До каменоломни идти по тропе чуть больше 2 километров. После (или во время) дождя, очень могут пригодится резиновые сапоги - местами тропа идет по сырым местам.

Карта маршрута
Карта маршрута

Это место находится почти на вершине горы, т.н. «Горелой сельги». Известно про неё только то, что работала она при Екатерине, в 18-19 веках. Здесь добывали гранит для строительства Петербурга, его использовали для облицовки набережных, для фундаментов и памятников. Поднявшись туда можно увидеть камни на брёвнах и просто распиленные большие куски гранита. Ученые Санкт-Петербургского университета провели радиоуглеродный анализ бревен, на которых стоят гранитные глыбы приготовленные к вывозу, по результатам анализа выяснилось, что возраст этих бревен датируется второй половиной 18 века. Следы деятельности предков по добыче гранита впечатляют. Как они, бедные, тягали эти многотонные глыбы на примитивных роликах из брёвен... Конечно, во времена разработки каменоломен здесь было не так красиво, но природа постаралась и залечила раны деревьями - теперь здесь классно!

Гранитные блоки каменоломни
Гранитные блоки каменоломни

-22

Если подняться немного выше, то с вершины горы открывается прекрасный вид на Ладогу и на ладожские шхеры. Внизу на Ладоге расположено форелевое хозяйство. Здесь можно сделать привал, а если немного постараться, то и поставить палатку.

Место ровное, но очень жестко
Место ровное, но очень жестко
Виды на Ладогу и шхеры
Виды на Ладогу и шхеры

Музей живой истории Пограничная застава

Почти перед самой границей Ленинградской области и Карелии, у поворота к поселку Берёзово в 2017 году появился небольшой музей «Пограничная застава» (N 61° 09.635' E 29° 52.065').

Музей Пограничная застава
Музей Пограничная застава
Музей Пограничная застава
Музей Пограничная застава

В музее воссоздана обстановка воинской части Красной Армии 1939-1944 годов. Это настоящая погранзастава 1939 года – именно в этой обстановке жили и служили наши пограничники на финском рубеже. Состоит из здания собственно музея, вышки, тира и экспонатов на территории.

Музей Пограничная застава
Музей Пограничная застава

Большинство экспонатов в музее можно повертеть в руках. Тут же расположено очень живописное жилище викингов (не очень понятно, а оно какое имеет отношение к делу?)

Можно заказать экскурсию, здесь проводятся интерактивные программы. Во время экскурсионных программ музея его сотрудники рассказывают о событиях военных лет, знакомят со складом горюче-смазочных материалов и военной техникой, контрольно-следовой полосой и рубежами обороны. Экспозиция музея располагает образцами вооружения и униформы Красной и Финской армий. Гости обучаются штыковому бою и стреляют «холостыми» из исторических видов вооружения. Можно отведать блюда настоящей полевой кухни по рецептам Красной и Финской армии.

Музей Пограничная застава
Музей Пограничная застава

Вход платный. Стоимость для детей – 370 р., взрослые – 470 р. Фотосессия в исторических костюмах 200 р. (20 минут)

Дальше мы покидаем Ленинградскую область и въезжаем в Республику Карелия. О том, что любопытного можно увидеть вдоль трассы А-121 в Карелии напишу в следующей части.

Продолжение следует: Что посмотреть по пути из Петербурга в Сортавалу? Рассказываю, также о том, чего нет в путеводителях. Часть 2. Карелия

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!