Кто бывал на улице Рубинштейна или гулял по набережной Фонтанки, точно примечал невероятно красоты дом с арками. А если интересовался о нем у местных, то слышал в ответ:
«Это Толстовский дом».
Первая мысль, конечно, сразу о Льве Толстом, но тут немножко мимо. Этот дом принадлежал графу Михаилу Павловича Толстому - пятиюродному родственнику автора «Войны и мира», генерал-майору.
Дом он заказал великому и ужасному Федору Лидвалю – гению северного модерна в Петербурге. Его проекты считаются шедеврами. Например, богатейшее петербургское семейство промышленников Нобелей заказывало особняки именно у Лидваля. Кстати, в одном из их домов мы обязательно побываем.
По проектам Лидваля, например, выполнены внутренние интерьеры гостиницы «Европейская». А самый шикарный номер («президентский» люкс) имеет персональное имя «Лидваль».
С его именем даже связаны ужасные события. В 1941 году немецкое командование готовилось войти в Ленинград после штурма. К этому событию оно отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория», построенной по проекту Лидваля. При этом обстреливать её из дальнобойных орудий и бомбить с воздуха было запрещено. К счастью, этот банкет не состоялся.
Но сегодня бы говорим не о талантливом архитекторе Лидвале (он, безусловно, заслуживает отдельную статью), а о его доме на набережной Фонтанки. Толстовский дом появился тут в 1912 году.
Раньше во дворе дома стоял восьмигранный фонтан. Однако от него избавились, чтобы сделать на его месте парковку... К сожалению, в наши дни невозможно сделать фото двора, чтобы в него не влезли автомобили. Не то, что на старых снимках...
В начале же ХХ века дом был оснащен по последнему слову техники. Здесь были электричество, мусоропроводы, холодильники на кухнях, а также собственная котельная. Особенно меня заинтересовала так называемая местная централизованная система вакуумных пылесосов - кто знает, что это такое?
И ещё деталь - для тех, кто знает, как опасна зима в Петербурге. В 1912 году была решена проблема наледи на крыше: в Толстовской доме под козырьком устроили специальную трубу, в которую зимой подавали пар.
Однако по этому адресу сами Толстовы не жили. Они жили на Моховой – в доходном доме страхового общества «Россия» (он всем известен по фильму «Собачье сердце» - там жил профессор Преображенский). Кстати, тот дом создал Леонтий Бенуа – учитель Лидваля. Наверняка, его мнение сыграло определенную роль при выборе Толстыми архитектора для дома на набережной Фонтанки. В тот момент Бенуа был одним из авторитетнейших специалистов и архитектором Высочайшего двора.
К сожалению, граф недолго владел Толстовским домом. Через год после окончания строительства он скончался – в 1913 году. По наследству «дворец» перешел к его супруге Ольге Толстой. Кстати, её отец - князь Александр Васильчиков - известен как секундант Михаила Лермонтова в трагической дуэли, на которой погиб поэт. Как тесно все переплетено в истории…
На период владения домом Ольгой Александровной пришёлся громкий скандал. Он был связан с известным авантюристом и аферистом - князем Михаилом Андрониковым, также известным по кличке «Побирушка». Он описан Валентином Пикулем в романе «Нечистая сила».
Андронников был из близкого окружения Григория Распутина и жил в Толстовском доме - в 359-й квартире. Однако князя выселили оттуда в 1916 году по решению суда после иска домовладелицы Толстой. Графине не нравились посещения её дома Распутиным и его почитателями. В общем, Распутин наколдовал для Андронникова настоящий скандал.
После Октябрьского переворота Андроников служил начальником Кронштадтской ЧК. Он был расстрелян за взятки и финансовые аферы, хотя официально был обвинен в шпионаже (однако это не имело никаких доказательств и оснований).
Дом же на набережной Фонтанки после переворота стали называть «домом генеральши Толстой». Правда, ей он принадлежал недолго – в 1918 году он был национализирован.
Дом не разделил печальную судьбу большинства доходным домов, которые при СССР разорвали на коммуналки. Они появились только в одной его части. В другой остались самые престижные квартиры (так оно работает и по сей день). Как всегда богатство и нищета идут бок о бок.
Во всем доме нынче заметила только одну дверь со свободным входом (но учитывайте, что вход в сам двор – по ключу).
Раньше это место называли домом всех сословий. В Толстовской доме можно было снять апартаменты на любой кошелек, в том числе и на пару десятков комнат. При этом за красивейшим входным порталом скрывались самые дешевые квартиры - «меблированные комнаты». Сюда мы и попали. Раньше это было жилье для приказчиков средней руки.
На лестнице довольно мрачно – а может ключевую роль сыграли сумерки и пасмурная погода. А может быть меня пугают длинные коридоры и балконы, на которые нельзя выходить из-за их аварийного состояния.
До революции в этой парадной было около 120 комнат. Все они были прямоугольной формы и примерно одного размера. Исключение составляли угловые помещения, а также те, что находились на поворотах и в других нестандартных местах.
Доступ в комнаты был из общего коридора – открыв дверь, вы сперва попадали в крошечную переднюю, а из нее проход вел в собственно комнату с большим альковом.
В каждой комнате было по два окна – одно большое, другое маленькое - под потолком. Во времена СССР верхнее использовали как зимний холодильник.
Именно здесь после революции и появились коммуналки. Всего их было шесть - каждая по 800 квадратных метров. Кто мог из жильцов - самостоятельно мастерил в тамбурах собственные душевые и кухни.
Настолько знаю, сейчас большая часть этих коммунальных комнат уже превратились в самостоятельные квартиры-студии.
Поднявшись на последние этажи, можно увидеть остатки витражей. Встретила несколько исторических деревянных дверей (очень многие уже заменены). Около одной из них – даже дореволюционный звонок.
К слову, жители дома вежливые – первые здороваются при встрече. Даже если держишь в руках телефон, направленный на окно…
За время своего существования эти стены видели много замечательных людей. В разное время здесь жили писатели Аркадий Аверченко (203-я квартира), Александр Куприн (правда, еще говорят, что сюда он ходил тренироваться в зале, а не жил), поэт Евгений Рейн, маэстро Марис Янсонс, певец Эдуард Хиль, балерина Ирина Колпакова…
Во дворах Толстовского дома можно было встретить идущих в гости к друзьям или просто гуляющих Анну Ахматову, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Аркадия Райкина. А может быть и сейчас тут можно случайно увидеть Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили, Сергея Мигицко, Михаила Боярского, Ларису Луппиан…
Толстовский дом очень полюбился киношникам. Например, в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» его дворы «играли» улицы Лондона. Также его можно увидеть в «Зимней вишне», «Вам и не снилось», «Рождённой революцией», «Бандитском Петербурге» и многих других кинолентах.
📍Адрес: набережная Фонтанки, 54
Спасибо за ваше внимание! Подписывайтесь на канал - будем вместе знакомиться с парадными Петербурга и историей их домов.
В первый раз во дворе Толстовского дома я оказалась почти 10 лет назад - когда жила в коммуналке на Пяти углах. О коммунальном быте, жизни рядом с Рубинштейна и самом необычном обеденном столе - в моем рассказе.
Кстати, с тех времён осталось несколько моих старых снимков на фоне Толстовского дома - поделюсь ими с вами напоследок. Если сравнивать с моими фото этого года (выше в статье) - волосы стали короче, одежда стала теплее!