Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Первая сессия с психологом. Как понять, что она эффективна?

Из статьи вы узнаете:

если вы клиент: что должен делать с вами психолог на первой встрече и с каким результатом вы должны уйти.

если вы психолог: узнаете, почему часто первая сессия оказывается последней, и клиент больше к вам не обращается; почему у клиента возникают возражения по поводу вашей работы.

А также - как правильно дать домашнее задание и сделать выводы после сессии. Примеры ошибок психолога.

Клиент пришел к психологу, и говорит о своей проблеме.

Что делает психолог с этим материалом?

Проблема клиента исходит из его глубинных личностных проблем. Психолог ищет следы базовой проблемы и строит диагностические версии, т.е. выдвигает гипотезы.

Первая версия - наша внутренняя, она может выглядеть не очень "красиво" для клиента, звучать на нашем языке, главное чтобы было понятно нам.

Далее диагностическая версия строится так, чтобы клиенты её услышал и понял. Грамотно сформулированная гипотеза для клиента уже что-то даёт ему. А это "что-то" практически всегда новый неожиданный взгляд на проблемы клиента, заставляющий думать, осмысливать, анализировать. Это вопрос мотивации, контакта.

Если диагностическую версию психолог сформулировал грамотно, вставил в нее цитаты из рассказа клиента, то клиент не только понял, но увидел ещё и то, что мы не просто говорим, а понимаем суть проблемы. Мы показываем, почему мы так думаем, наше объяснение привязывается к деталям того, что клиент сам рассказывал. Это даёт клиенту чёткие основания считать, что мы его очень внимательно слушали и поняли. А значит мы понимаем его глубже, чем он сам, и у него есть основания надеяться на то что, специалист способен ему помочь.

Но помимо того, что мы показали понимание проблемы, мы должны ещё показать, что мы знаем, что с этим делать и каким способом мы можем помочь клиенту.

Дальше - формирование терапевтических стратегий.

Сначала она формируется в нашей терминологии, далее переводится в понятную для клиента форму. Мы должны ему показать на первой же сессии не только то, что мы поняли проблему, а также то, что мы знаем, что с этим делать, и эта клиентская терапевтическая стратегия должна быть привязана к его жизни и диагностической версии (гипотезе), чтобы клиент понимал, что его проблему можно исправить предложенным способом.

В таком случае клиент хочет продолжать работу, и тогда этих возражений с обеих сторон в грамотной работе психолога не возникнет:

- Клиент не захочет со мной работать,- Я к вам хожу, но ничего не меняется,- Он мне он предъявляет какие-то претензии,- А чего мы так медленно работаем...

После того, как мы показали свою точку зрения, мы переходим к работе. На первой сессии уже необходимо дать полезное клиенту. После первой сессии человеку хоть немного должно стать лучше, понятнее, также как после разговора с врачом. Результаты работы в сессиях наслаиваются друг на друга.

Если клиент ничего не получил на первой сессии - почему он должен нам верить, что спустя какое-то количество сессии ему станет лучше?

Конечно, если с клиентом работать 2-3 года ему возможно станет лучше (а может и нет), и не известно, это улучшение появится благодаря работе или не зависимо от нее.

-2

Домашнее задание - как правильно его дать?

Так не надо:

Сделайте то, чего вы боитесь.

Не надо давать клиенту задания, которые он боится сделать, не готов, испытывает трудности, боль или страх. Это может загнать клиента в еще большую травматизацию.

-3

Надо так:

В домашнем задании должно быть то, о чем клиент будет думать про себя, свои мысли, чувства и действия, наблюдать в себе, начинать видеть то, чего раньше не видел.

Выводы сессии - как правильно их сделать?

Как понять, что клиент уходит ни с чем:

Если психолог спрашивает:

С каким чувством уходите?

а клиент отвечает только это:

С чувством, что мне надо работать.

это совсем не то, что нужно клиенту!

Клиент в данном случае не понял сути, а лишь снова прикоснулся к общему фону своих проблем. Он и до встречи с вами знал, что ему нужно работать. Также клиент не должен делать выводы в течение 10-15 минут, раскрывая снова все мыслительные процессы.

Как правильно:

Мы заканчиваем нашу сессию, у нас осталось х времени, с чем уходите, что хотите сказать?

Или:

Скажите самое главное - заключительное в сессии, какие вы можете сделать выводы?

Можно использовать другие подобные формулировки.

Важно понять, с чем клиент уходит, с каким новым опытом, пониманием, знанием, чего у него не было раньше.

В моих статьях вы найдете много полезной информации для психологов и клиентов здесь

© Автор: Дяченко Наталья, - психолог, работаю с различными сложными состояниями, длительная/краткосрочная терапия

- записаться на консультацию

Зарегистрироваться на сайте - https://www.b17.ru/?prt=878096

[p]Подписывайтесь на соцсети - полезно, интересно:

Телеграм - https://t.me/psychologyhelp_dyachenko_natalya

[p] Дзен - https://dzen.ru/psychologyhelp_dyachenko_natalya

Автор: Дяченко Наталья Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru