Великий немецкий философ и его влияние на мысль XX века.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Удивительным образом я снова и снова в своих штудиях возвращаюсь к Ницше, хотя этот философ не то чтобы входит в перечень моих любимых мыслителей. Однако это будет уже третьей статьёй на канале, которая, так или иначе, посвящена Ницше. С другой стороны, я писал об этом последний раз ровно год назад, так что, оправдывая прошедшим временем, уже можно. С предыдущими материалами вы можете ознакомиться ниже:
Я очень много времени посвятил изучению такого культурного явления, как немецкий романтизм. Естественно, помимо общих свойств и представителей этого течения в большей степени меня интересовало дальнейшее влияние немецкого романтизма на германскую нацию и историю. Недавно в дискуссии с одним из коллег пришёл к абсолютной уверенности, что немецкий фашизм можно считать крайней степенью немецкого же романтизма, который сформировался в условиях необходимости великих нарративов XX века.
Философская (и не только) мысль Ницше же стала своеобразным мостиком, накинутым между гуманистическими идеями Гёте, Шеллинга, братьев Шлегелей и других и той идеологией, которая поглотила Германию в 30-х годах прошлого столетия. Удивительно, но при должном анализе можно и у Канта, и у Фихте, и у Гегеля обнаружить истоки фашизма и немецкого крайнего национализма. Этому сейчас посвящаются кандидатские работы и данная тема активно исследуется, особенно отечественными специалистами.
Но сегодня мы всё же поговорим больше о влиянии идей Ницше на XX век и характер Германии этого времени. Всех интересующихся литературой немецкого романтизма отсылаю на свою предыдущую статью, а мы начинаем наш разговор о Ницше.
Ах да, автор этого канала всячески осуждает фашизм, нацизм и другие проявления деструктивных идеологий, ксенофобии и ненависти на любом принципе.
Ницше и интеллигенция XX века
На начало прошлого столетия пришёлся оглушительный успех ницшеанства. Пожалуй, эту философию можно назвать первой модной и массовой философией. Конечно же, речь идёт не обо всех людях. Обывателю было собственно плевать на какого-то там Ницше, а поэтому зашкаливающая популярность немецкого мыслителя была у интеллигенции.
Но на это наложилось ещё одно обстоятельство — характер и качество самой интеллигенции XX века. В начале этого столетия стали массово появляться образованные люди в Европе. Открывалось больше учебных заведений и возможностей для учёбы становилось больше. Повсеместная урбанизация увеличивала количество жителей города, а значит, в процентном соотношении появлялось больше людей, которые интересовались не только доходом и телесными удовольствиями, но и мыслили о чём-то ином. Однако обратная сторона подобного процесса в том, что новая интеллигенция была значительно ниже качеством, чем интеллигенция старой эпохи. Долго учиться времени не было, а классическое образование было доступно далеко не всем. При этом потребность прикоснуться к каким-то великим нарративам присутствовало, желательно понятным великим нарративам, а не к запутанной идее гегелевского Мирового Духа или трудным постулатам христианской теологии.
Об этой ситуации писал современник упомянутых процессов — великий испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет в своих работах: "Дегуманизация искусства" и "Восстание масс". Ортега указывает на то, что «большинство» испытывает эстетическое наслаждение и понимание только в том случае, если мысль или произведение искусства даёт отклик в обыденной жизни, достаточно понятно и позволяет наполнить своё существование чем-то вдохновляющим, дающим общий смысл.
В такой ситуации на сцену и выходит философия Фридриха Ницше. Довольно понятные и прямые идеи сильного человека, человека будущего, который призван поменять не только былые устои, но и отвергнуть старую мораль, дабы создать что-то новое. Иной аспект попадавший в интеллигенцию, заключался в том, что философия Ницше — это нарциссическая философия. Она в первую очередь про самость, про личность и про "Я" с большой буквы. Естественное стремление индивида к власти, которое открыл Ницше стало ещё одним откровением для новой интеллигенции, искавшей право и оправдание для передела этого мира.
Другое дело, что обозначенное — только верхушка всей философии немецкого мыслителя и на деле она значительней и глубже. Но считывались те смыслы, что легко воспринимались, и поэтому очень скоро ницшеанство стало инструментом в руках политических движений, решившие строить новый мир и создавать нового человека.
Ницше и фашизм
Идеи Ницше были с восторгом приняты фашистами. Вожди Третьего рейха всячески подчёркивали преемственность ницшеанства и фашизма. Они демонстративно выражали почтение памяти великого философа и объявляли себя ницшеанцами. Адольф Гитлер неоднократно посещал музей Ницше в Веймаре и даже получил от сестры Ницше Элизабет Ферстер-Ницше в качестве подарка трость, которой пользовался философ.
Деяния национал-социалистической партии Германии сумели здорово дискредитировать философию немецкого мыслителя. Однако я твёрдо уверен, что если бы Ницше стал свидетелем деятельности своих обожателей, то от него не было никакой поддержки. Истина заключается в том, что он сам всячески сторонился государства, обходя его стороной в своих произведениях, возлагая властные компоненты на человека. Ницше привлекали сильные люди, создающие мощные политические образования, и отталкивали люди слабые, которые сбиваются в толпу. По иронии судьбы идеи Ницше, пусть несколько переработанные и не совсем корректно воспринятые, стали эталоном для немецких масс, воплотившись в фашизме и национал-социализме. Вдвойне ироничнее тот факт, что Ницше в качестве лучшего примера стремления к власти приводил немецких офицеров и еврейских банкиров...
Ницше, немецкий романтизм и опять про фашизм
Ницшеанство и фашизм ещё и родственны генетически. Все они произросли на одной земле, в одной культурной среде и из конкретного явления — немецкого романтизма. Вспомним немножко про его характерные черты.
- Идеализация прошлого, архаического; идеализация классической религии (на Западе – католицизма);
- воспевание порыва, страсти, чувств; скепсис по отношению к рациональному, научному, техническому;
- сакрализация исторической «почвы», из которой произрастает индивидуальная и национальная духовность;
- культ природы и единение человека с ней;
- проповедь всего естественного и неиспорченного цивилизацией (восхищение дикарём и архаическим человеком);
- культ героя и великого человека;
- болезненная любовь ко всему трагическому и «надрывному»;
- возвышенное, волюнтаристское отрицание реальности, запятнанной повседневными заботами, прагматизмом, расчётом.
Указанные черты в немецком романтизме получили гипертрофированное развитие.
В XIX веке Германия по своему социальному состоянию очень сильно напоминала современные модернизирующиеся страны. Ее социально-экономическая структура в своей основе оставалась по-прежнему отсталой, но немцы имели возможность приобщаться к новейшим культурным достижениям «модернизированного» Запада. Эти западные новации попадали на затхлую почву немецкой «архаической» культуры и давали здесь совершенно
неожиданные побеги. Активность немцев, не имеющая возможности для реализации в бизнесе и демократической политике (за отсутствием или неразвитостью таковых), преимущественно воплощалась в духовной сфере
и взращивала там изысканные, гипертрофированные романтические цветы. Сами немцы прекрасно чувствовали этот контраст между германской духовностью и западной цивилизацией. Именно в этих терминах они обозначали этот социальный и временной разрыв с соседями.
Мы без проблем обнаруживаем в ницшеанстве и в фашизме все основные характеристики романтического духа. Фашизм идеализирует прошлое, архаическое; сакрализирует историческую почву, из которой произрастает национальная духовность; отторгает западную цивилизацию с её либеральными, рациональными, прогрессистскими и капиталистическими ценностями и воспевает человека, который в борьбе с этими ценностями сохранил естественную чистоту нации и национального духа; исповедует культ национальных героев и великих людей, противостоящих заразе прагматизма; являет волюнтаристское отрицание реальности, которая должна быть преодолена и преобразована посредством великого национального порыва. И наконец, в фашизме мы обнаруживаем узнаваемые романтические нотки упоения трагическим, ибо бескомпромиссная борьба с мировым злом требует величайших жертв.
Социальное
Закольцовывая сегодняшний материал, хочется отметить ещё одну схожесть между ницшеанством и немецким фашизмом. Речь идёт о социальных слоях. В этом аспекте я очень рекомендую книгу американского социолога Майкла Манна "Фашисты". Он приводит социологические данные и определяет социальные группы, которые стали основой для поддержки Национал-социалистической рабочей партии Германии. Во-первых, новая интеллигенция, взращённая в том числе идеями Ницше. Во-вторых, средняя и мелкая буржуазия. Наконец, крупный промышленный капитал.
С рабочими было всё гораздо сложнее, ибо большая часть из них находились в стане левых сил, поэтому несмотря на название гитлеровской партии (чистый рекламный ход), основной костяк поддержки фашизма заключался в интеллигенции и средней буржуазии.
Что могло объединить столь разные социальные слои? Желание вершить судьбы мира, удовлетворить своё стремление к власти и жажду великого нарратива, подкреплённый исторической культурной традицией в виде немецкого романтизма.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.