Признавалась вам, дорогие подписчики, недавно, что в Древнем Египте не очень шарю - вот, несу вам очередное подтверждение. Возможно, открываю Америку, но для меня новость, что один из самых известных археологов-египтологов был прекрасным рисовальщиком. Более того именно с занятий живописью он в юности и начинал. А археология неожиданно, можно сказать, свалилась ему на голову.
Открытие я совершила вместе с хранителем из Музея Виктории и Альберта Беном Хинсоном, за что ему большое спасибо. Наверное, вы уже догадались, о ком идёт речь... (Кстати, напишите в комментах, правда, догадались? Или, может, знали?)
Итак, милый юноша хорошо писал акварелью и ходил в гости к богатым покровителям его отца, в дом, буквально набитый древностями, в том числе и египетскими. Владельцы дома, приняв во внимание его навыки живописи, рекомендовали юного художника Перси Ньюберри - известному британскому египтологу, который начинал у Френсиса Гриффита и также работал с Флиндерсом Питри.
В начале 1890-х годов Ньюберри работал на раскопках в Бени-Хасане, и ему нужен был рисовальщик. Впрочем, Ньюберри и сам прекрасно рисовал, но не разорваться же ему, верно? Цветной фотографии ещё не было, и акварель помогала запечатлеть в красках находки, росписи и сами раскопки. Эти рисунки не были развлечением, их позже использовали в публикациях результатов раскопок. Так в 17 лет наш герой отправился в свою первую археологическую экспедицию.
После Ньюберри ему удалось поработать и с Флиндерсом Питри (я немного рассказывала о нем и его работе). Помимо рисования, он живо интересовался и самими раскопками - изучал методы полевой работы и реставрации. И достиг таких успехов и в самом рисовании настенных росписей древнеегипетских гробниц, и в понимании археологической деятельности, что уже через пару лет был назначен главным художником на раскопках храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Пять лет он копировал рельефы комплекса. Причем делал это на глаз, от руки, чем восхищал окружающих.
Наиболее сильно восхищение мастерством нашего героя проявилось у чиновников египетской Службы древностей - он был назначен генеральным инспектором памятников Верхнего Египта. В 25 лет! Без профильного образования и многолетнего опыта! Рррраз - и в дамки.
Однако юноша был непрост и заработал репутацию вспыльчивого и неуступчивого джентльмена, что через шесть лет привело его к бессмысленному конфликту с группой французских туристов. Вместо извинения он подал в отставку и последующие пару лет зарабатывал на жизнь экскурсиями и продажей своих акварелей. Вы все ещё не догадались, о ком речь?
Но репутация в среде английских джентльменов это не только о характере, но ещё и о профессиональных навыках. Поэтому в 1907 году наш герой получает предложение работать с одним из известных спонсоров раскопок в Египте. Проходит ещё 7 лет, и богатый британец получает концессию на исследования в Долине царей (ну, тут вы уже понимаете, о ком речь). Потом ещё 8 лет и оба - и наш герой, и его спонсор - открывают самую знаменитую древнеегипетскую гробницу. Фараон Тутанхамон из небытия вводит лорда Карнарвона и нашего героя Говарда Картера в пантеон великих археологов мира. И тут уж последнему будет не до акварелей...
Вот такая история.
Кстати, у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!