Про самый рациональный способ осмотра дворца османских султанов Топкапы, который находится в самом центре Стамбула, я рассказала здесь. Однако признаюсь честно: главное, что поразило меня там – это многочисленные экспозиции. Попав во дворец, я прежде всего отправилась на … кухню.
Точнее – на (или в?) кухни, ведь это – два двухэтажных корпуса 170-метровой длины, соединенные двором. Недаром турки называют это сооружение Кухонный дворец! Внешний корпус, обращенный к Мраморному морю, венчают 10 круглых и 10 конических куполов с трубами, здесь готовили еду. Во внутреннем корпусе, видимо, размещались кладовые.
Сейчас в одной из секций корпуса с куполами восстановлена обстановка кухонь: плиты, утварь, даже кран с водой. Можно рассмотреть и купола.
Здесь же выставлен уникальный экспонат – кожаный обеденный ковер, сделанный в Османской империи в XVI веке. Пишут, что блюда ставили прямо на него или на низкие деревянные подставки.
Еще один забавный экспонат – сервиз XVIII века в китайском стиле, подаренный султану Абдулхамиду I польским королем Станиславом II Августом Понятовским.
В кладовых в основном выставлена посуда, причем самая разная. Турки собирали лучшее и с востока, и с запада. Здесь так много китайских сосудов, что бОльшая их часть стоит в отдельном помещении за стеклом, вроде открытых фондов. Некоторые предназначались для щербета – напитка типа компота.
Отдельная песня – разнообразные кофейники, кофемолки, ступки и прочие приспособления для приготовления кофе. В музее я не очень поняла назначение конструкций на цепях, но потом увидела в Гранд Базаре, как на подобных подносиках торговцы и сегодня разносят стаканчики чая.
А кофейные чашечки у султанов были самые разные: и серебряные, и глиняные, и даже с драгоценными камнями. Самый прикольный сервиз – с портретами всех султанов, но это уже XIX век, европейская работа.
Перейдя из второго двора в третий, я снова отправилась направо и попала на выставку одежд из султанского гардероба. Там я тоже застряла, хотя почти сразу поняла: вплоть до середины XIX века здесь все (и мужчины, и женщины) носили одежду одного покроя. А вы говорите, унисекс – изобретение ХХ столетия... Но при этом какое разнообразие тканей! Кстати, большая часть того, что надевалось на туловище, называлось «кафтан». Были просто кафтаны, а были и церемониальные.
Впрочем, женские, более элегантные одежды назывались «ентары».
Больше всего меня тут поразили нательные рубахи-талисманы. Белая хлопковая ткань сплошь расписывалась сурами Корана, молитвами и заклинаниями. Правда, от дворцовых переворотов и прочих напастей они спасали далеко не всегда. Но зато как красиво!
А позабавили шальвары – вот как они выглядят. Есть и исподний вариант с пришитыми носками, и женские шальвары…
Рядом с выставкой одежды расположилась сокровищница султанов. Там – как во всех сокровищницах: золото, брюлики и т.п. сверкают и переливаются в приглушенном свете. Съемка строго запрещена. Размещена она в Павильоне Фатиха, одной из старейших частей дворца. Он возведен по указу султана Мехмеда Фатиха II (Завоевателя) в 1462-1463 годах и, как пишут, недавно отреставрирован. На углу этого павильона есть очень красивая, прямо-таки итальянская лоджия с видом на Босфор. Любили султаны взирать на подданных с высоты!
В окружающих третий двор строениях разместились галерея портретов султанов и собрание часов, но туда я уже не пошла – почувствовала, что пора переключаться на осмотр покоев султанов...
О том, что еще поразило, удивило и впечатлило меня в Стамбуле, я рассказала на своем сайте.