Найти в Дзене
Angelus Novus

Некультурные утки: часть 1

Оглавление

Девятого апреля 1699 года Пётр I издал Указ "О наблюдении чистоты в Москве за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки". Поступил так первый русский император далеко не от скуки, а потому что грязь различного сорта, производимая в основном невозмутимыми горожанами, заполонила чуть ли не всю столицу. Отец Петра, Алексей Михайлович, старался помаленьку откреститься от перспективы превратить страну в грязевой курорт, но время на его несчастную голову выпало неспокойное и сколь-нибудь значимой генеральной уборки при нём так и не случилось. Брат же, Фёдор Алексеевич, попросту не успел этим заняться, да и стал бы он этим заниматься - сказать мы уже не можем.

Пётр, будучи страшным перфекционистом, наступив в проблему, тут же решил её раздавить своим ботфортом 38-ого размера и растереть в пыль, дабы и воспоминания о мокром месте не оставить. С того самого дня распространять нечистоты оказалось занятием непростым, и любители попачкать окружающую среду либо и вправду стали более ответственно подходить к делам чистоплотным, либо всё-таки умудрились найти тайные способы гадить русской земле, о которых историкам вряд ли будет уже известно.

К сожалению, текста самого Указа мне обнаружить не довелось. Сведения о нём в почти неизменном виде периодически ковыляют от сайта к сайту без привязки к источнику, однако, он также часто всплывает и в исследованиях, и в работах тех, кто профессионально занимается историей. Поэтому, учитывая иные подтверждённые документально нововведения Петра I в сфере экологии, можно допустить и такое его волеизъявление. В то же время я был бы весьма признателен, если бы кто-то смог поделиться со мной и желающими ссылкой на оригинал Указа, дабы не терзаться сомнениями.

Поговорить же хотелось бы пока о другом. Дело в том, что вышеописанная история о нечистотах биологического характера напомнила мне о нечистотах, скажем так, мифологических. Нет, речь не о Древнем Египте и не о Древней Греции, даже не о Средневековье с его любительскими иллюстрациями на страницах священных текстов. Мифологических с точки зрения сегодняшнего культурного контекста, где миф не просто перестаёт выполнять функцию символического нарратива для трактовки объективной реальности, не просто игнорирует объективную реальность, но, как может, пытается исказить её отдельные акценты. В двадцать первом веке миф вклинивается в общедоступный ныне информационный поток и становится предметом "бытовухи", распадаясь на миллиарды частичек, дабы расползтись по самовлюблённым умам, образовав тем самым настоящую матрицу мифотворчества и мифопочитания.

Удивительно! Обычно к дешёвым продуктам питания или к бытовой химии присматриваются тщательнее, с недоверием, а то и с опаской. В случае с информацией всё с точностью да наоборот! Опубликовали сомнительный факт в моём любимом паблике? Значит, никакой факт ни сомнительный! Нет времени проверять, надо ленту читать.

Мне бы хотелось иногда кратко напоминать об этих мифах, "утках" культуроведческой среды, но, конечно, не с теми чувствами, какие Лариса испытывала к Паратову. Совсем, совсем с другими чувствами. И, возможно, я смогу спасти хотя бы одну Ларису. Тем же, кто научился проявлять стойкость в схватке с мифотворческой матрицей, тем, кто давно или недавно смог избавиться от её вездесущего влияния - моё уважение.

Чаплин и его третье место

Чарльз Спенсер Чаплин
Чарльз Спенсер Чаплин

Начну с одного из самых дорогих для меня людей, чья поистине невероятная жизнь то и дело подвергается обвинениям (иногда, надо признать, справедливыми) и фальсификациям (которые никогда справедливыми не бывают).

Злосчастный конкурс двойников Бродяги, проводившийся то ли в 1915, то ли в 1920 году , где Чаплин занял то ли третье, то ли двадцатое, то ли вообще последнее место. Если б не знал подноготную, я бы сразу задался вопросом, кто ж стал той самой копией лучше оригинала? Но тут как по Гоголю: "дай ответ. Не дает ответа".

Сторонники мифа ссылаются на газетные вырезки того времени. Правда, ни одно из названных изданий не являлось американским. Чаще всего упоминают некую сингапурскую газету "The Straits Times". Вопрос, почему американские журналисты не обсосали такой курьёзный случай с восходящей кинозвездой Америки, тоже остаётся открытым.

"The Straits Times"
"The Straits Times"

В вырезках, как правило, фигурирует либо актриса и хорошая подруга Чаплина Мэри Пикфорд, либо уже её друг спортсмен Уильям Гренфелл Десборо. Причём изначальный текст и некоторые детали постоянно меняются, несмотря на то, что смысл остаётся примерно тем же.

Впрочем, даже если и допустить мысль об искренности журналистов, которые добросовестно передали слова Пикфорд или Десборо, нужно понимать следующее: Чарли всегда состоял в весёлых компашках. Он, его брат Сидни, Эдна Пёрвиэнс, Дуглас Фэрбенкс, та же Пикфорд и некоторые другие были популярными артистами, которые в свободное время устраивали вечеринки, гуляли, путешествовали, отрывались как могли. И ни для кого из них не было бы странным так подшутить друг над другом будучи навеселе и в нерабочей обстановке. Любой понимает, насколько всё плохо с юмором у жёлтой прессы.

К этому мифу и следует относиться соответственно - как к анекдоту. Звучит-то забавно, но если самую малость вдуматься - бред.

Чаплин и его письмо

Джеральдина и Чарльз Спенсер Чаплины
Джеральдина и Чарльз Спенсер Чаплины

"Девочка моя!"

В догонку менее абсурдный, более приятный, но всё-таки ещё один миф про старину Чарли, напечатанный аж в "Дилетанте". А изначально-то напечатано трогательное письмецо было ни где-нибудь - в самом Иране, точнее - в иранской газете "Rošanfekr", ещё точнее - в колонке с характерным названием "Фантазия" журналистом по имени Фараджолла Саба. Хотите верьте, хотите нет, но официальные представители наследия Чаплина давно отреклись от данного опуса.

Надо сказать, письмо и правда написано в такой сказочной восточной манере с обширными описаниями и наивными, но добрыми смысловыми интонациями, но это исключительно мои домыслы. Оно не ужасно и вполне заслуживает периодического прочтения при одном условии: помнить, что его автор - не Чаплин.

Малыш Наполеон

"Наполеон I в Фонтенбло 31 марта 1814" Поль Деларош
"Наполеон I в Фонтенбло 31 марта 1814" Поль Деларош

С таким же лицом, с каким Наполеон думает отречься от престола на полотне Делароша, я внимаю друзьям и родственникам, которые с важным видом, словно полководцы перед юным солдатом, повествуют мне о том, как закомплексованный карлик косплеил Прокруста.

Забавно, что слух о невысоком росте Бонапарта пошёл изначально не от врагов, коих у полководца было более чем предостаточно, а от братьев по оружию. "Le petit caporal" - так прозвали Наполеона его солдаты из-за его возраста, не роста, и, судя по тому, что нам это вообще известно, он не имел ничего против. Через много лет после его смерти во Франции начнёт выходить газета бонапартистского толка с таким же названием.

Что же до недоброжелателей, то как-никак французский император устроил минимум семь войн, поэтому на милость остальной части Европы вряд ли можно было рассчитывать. В результате Наполеон с умелой руки английского художника Джеймса Гиллрея и многих других успел побывать и толстяком, и дохляком, и глупышкой, и, собственно, коротышкой.

‘Бонапарт, услышав о победе Нельсона, клянется своим мечом стереть англичан с лица земли’ Джеймс Гиллрей
‘Бонапарт, услышав о победе Нельсона, клянется своим мечом стереть англичан с лица земли’ Джеймс Гиллрей

Если говорить о цифрах, то рост Бонапарта был установлен совсем скоро после его смерти - 168 см. Не сказать, чтоб великан, но для тогдашней Европы (да и для сегодняшней) вполне себе средний рост. Кутузов был выше выше примерно на пять-шесть сантиметров.

Путаницу навели ещё англичане из-за неразберихи в переводе из французской системы расчёта роста в, непосредственно, английскую. По последней и вышло чудесным образом 158 см. Но тут возникло, скорее, межнациональное недопонимание, нежели злонамеренное урезание чужого роста.

Проклятие Тамерлана

Скульптурный портрет Тамерлана, реконструированный по найденным останкам Михаилом Герасимовым.
Скульптурный портрет Тамерлана, реконструированный по найденным останкам Михаилом Герасимовым.

"Когда я восстану, мир содрогнётся".

Эти слова были начертаны на надгробии, которое обнаружила советская экспедиция при вскрытии могилы Великого эмира Империи Тимуридов 19 июня 1941 года. Когда упала крышка гроба, свет погас и мавзолей наполнился чудесным, воистину волшебным благовонием. Голова Тамерлана оказалась в руках чужаков. Через три дня началась Великая Отечественная война...

Страшно? Мне тоже. От невежества тех, кто пытается плохо скроенной крипипастой оправдать преступления настоящих монстров, единственных в своём роде.

Во-первых, никаких предупреждений, аля, "I Will back" никто никогда нигде не высекал. Подобные заявления просто не вписываются в культурный код ни одного народа Средневековья. В усыпальнице Гур-Эмир в Самарканде, где был похоронен монгольский завоеватель, начертана вполне типичная для восточной традиции эпитафия с описанием регалий, чуть ли не всей родословной и датой смерти.

Во-вторых, чудесатые чудеса произошли по вполне техническим причинам: свет погас из-за сточной воды, попавшей на контактные провода осветительных приборов. Необычные благовония оказались обычными средствами для бальзамирования, использовавшимися в те времена повсеместно для особ уровня хромого Тимура.

В-третьих, подготовка к войне шла задолго до вскрытия священной могилы. Гитлер уже два года гулял по Европе, оставляя за собой кровавый шлейф, в то время, как советские войска были предупреждены и готовились к нападению. Но нет, кто-то будет винить исследователей-археологов в развязывании ужасной трагедии, унёсшей жизни более двадцати шести миллионов человек.

Безумные скачки Екатерины II

"Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте" Вигилиус Эриксен
"Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте" Вигилиус Эриксен

Ладно, не будем о грустном. Вспомним о... мерзком.

Великая, как до сих пор в отдельных кругах именуют Екатерину Алексеевну, вроде бы и немка, а вроде и русская; вроде бы и просвещаем страну, а вроде и революционных настроений в обществе меньше не становится; вроде и Державин её боготворил, а вроде и Пушкин недолюбливал; вроде образец женской мудрости, а вроде и женской распущенности.

Не люблю я лезть в дела семейные, поэтому обозначим сразу: никаких исторических сведений о столь экзотических увлечениях императрицы не существует. Доподлинно известно, что скончалась она, окружённая семьёй, 17 ноября 1796 года по григорианскому календарю в своей постели. Никаких коней поблизости замечено не было.

Подчеркну: Екатерина умерла в возрасте шестидесяти семи лет и обладала далеко не Гурченковской талией, поэтому в последние дни своей жизни она явно не страдала от переизбытка сексуальных утех.

Что до появления того самого мифа про коня, то абсолютно никаких исторических или псевдоисторических источников не содержат ни малейшего упоминания о подобном. Могу лишь предположить, что данная байка была придумана на бескрайних просторах форумов, куда не ступала и вряд ли ступит нога адекватного человека.

Гвозди Петра I

"Петр I на строительстве Санкт-Петербурга" Георгий Песис
"Петр I на строительстве Санкт-Петербурга" Георгий Песис

Гвозди б делать из этих людей:

крепче бы не было в мире гвоздей.

Данные строки принадлежат советскому писателю Николаю Тихонову, но примерно с такими же мыслями император Пётр I озирал свои владения, своих людей, своих рабов, которых он, словно животинку, продаст на такие любимые, такие драгоценные гвозди...

Думаю, первый император всея Руси вполне мог думать о чём-то похожем перед сном, но рабочую силу он явно ценил дороже гвоздей хотя бы потому, что в последних недостатка не было. Вспомним, например, Указ от 12 сентября 1715 года про башмаки с сапогами.

Да, уважение к личности, да и вообще к человеческой и не только человеческой жизни в те времена только-только входило в моду, и простому, как пишется, народу, приходилось несладко. Инородцам, вроде чувашей, мордвин, калмыков и удмуртов доставалось вдвойне. Но на гвозди великий император никогошеньки не променял!