Найти в Дзене
Мысли юриста

Осужден в далеком прошлом, а реабилитирован только сейчас. Или не реабилитирован. (2 случая).

Несколько судебных дел попалась в рамках исполнения закона от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий»

***

Дело 1

Шел 1942 год, шла Великая Отечественная война. Вся страна жила под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Но на местах в тылу были живые люди, которые жили обычной жизнью, самостоятельно расставляли приоритеты в хозяйственной жизни: что более урожайное, что надо и тут, на местах. Иногда переоценивали свои силы, допускали ошибки.

Одна история из того времени. Федор Федорович работал председателем колхоза. Людей катастрофически не хватало, близились дожди.

И хлеб убирали – комбайн работал и днем, и ночью, и картофель надо было собирать, а то все в зиму останутся без картошки. И он принял решение:

- Людей снять с обмолота хлеба, всех направить на уборку картофеля.

После вернулись убирать хлеб. Урожай и так был не ахти какой, с уборкой картофеля потеряли время. Но как иначе? Где взять людей, когда в основном – женщины и дети?

На 1 декабря сдано было вместо плановых 2409 центнеров зерна всего 729 центнеров.

Колхозам разрешено было на внутренние нужды оставлять только 15%, но этого не хватало, так как людей надо было кормить, и на посев оставить. Ведь отдай все, а на следующий год без зерна останешься.

Было оставлено 225 центнеров, что составило 31%. Часть этого – 58 центнеров и 7 кг озимой ржи было роздано колхозникам.

Пользуясь хаосом в учете, Герасимов совместно с группой лиц занимался хищением зерна и муки. Вместо полагавшихся 161 кг по его указанию ему было отпущено 3 центнера ржи, из кладовой Герасимов похитил 50 кг проса. По его распоряжению была выписана накладная о том, что якобы старший обоза Внуков возвратил 1 мешок пшеницы, не принятой в Заготзерно, сам же распорядился обменять указанный мешок пшеницы на самогон. Фураж также расходовался без всякого учета.
Пойман он был и на том, что некой Даниловой отдал 16 кг для выгона самогона.
При обыске обнаружили спрятанные на току и не сданные 20 центнеров ржи и 5 центнеров проса. В учетных документах этого не было. При этом неубранное зерно находилось под дождем и испортилось.

Герасимов Ф.Ф. осудили по ст. 58-14 УК РСФСР ( в ред. 1926 года). Приведу положения этой статьи:

«Контрреволюционный саботаж, т.е. сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей или умышленно небрежное их исполнение со специальной целью ослабления власти правительства и деятельности государственного аппарата, влечет за собой лишение свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела с конфискацией имущества».

Приговорен он был:

Решение суда первой инстанции - к высшей мере наказания - расстрелу и по совокупности преступлений к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества.

Однако Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 3 февраля 1943 года приговор в отношении Герасимова Ф.Ф. изменен:

высшая мера наказания - расстрел - заменена 10 годами лишения свободы с поражением в избирательных правах на 5 лет, с конфискацией личного имущества, с зачетом предварительного заключения с 8 декабря 1942 года.

26.06.2013 года Президиум Верховного суда рассмотрел это дело №77-ШЗПР, постановил, что не было в деяниях Герасимова контрреволюционного умысла, нет ни одного доказательства в деле, подтверждающее это.

Коллегия постановила:

Приговор Омского областного суда от 30 декабря 1942 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 3 февраля 1943 года в отношении Герасимова Ф. Ф. в части его осуждения по ст. 58-14 УК РСФСР отменить и производство по делу в этой части прекратить ….. за отсутствием в деянии состава преступления.
Признать за Герасимовым Ф.Ф. …. право на реабилитацию в связи с отменой обвинительного приговора ….

То есть реабилитирован спустя 71 год.

Источник: Постановление Президиума Верховного суда от 26.06.2013 по делу № 77-П1ЗПР

*****

Дело 2.

-2

Шел далекий 1951 год. На территории побежденной Германии стояли Советские войска. Интересы иных государств в информации о количестве этих войск, их вооружении, местах дислокации были весьма и весьма однозначны – надо знать.

В целях получения информации французами был завербован некий местный житель Хуммель.

Как говорится в деле:

Выполняя полученное задание, Хуммель в течение 1951-1952 годов-передал французской разведке шесть шпионских донесений, в которых сообщил собранные им сведения о расквартировании советских войск в прибытии и разгрузке на железнодорожной станции этого города воинских эшелонов с советскими частями и направлении, в котором эти части проследовали, номерах нескольких десятков машин и танков, прибывших с эшелонами, и характере перевозимых воинских грузов, о начале строительства в одном из населенных пунктов военного городка и водопровода, месте нахождения советского аэродрома. Собранную информацию Хуммель передавал как сам лично, так и через завербованного последним Больдта, а также пересылал по почте.

Обвинение было подтверждено материалами дела, свидетельскими показаниями и показаниями самого Хуммеля.

Первые сведения он согласился передать за красивую обувь для своей жены (шерше ля фам – «ищите женщину»). Ну а дальше – понравилось получать вознаграждение.

Было в то время - Постановление Совета Министров СССР от 8 июня 1947г ода, где устанавливался перечень сведений и информации, составляющие государственную тайну. Как следует из этого перечня, гостайной считались сведения военного характера:

* о дислокации,

*вооружении,

*снаряжении,

*материальном обеспечении по воинским частям, подразделениям и отдельным воинским объектам.

Военным трибуналом войсковой части от 26 марта 1953 года гражданин Германии Хуммель был осужден по ч.1 ст.58-6 и ст.58-П УК РСФСР и приговорен к расстрелу.

Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 9 мая 1953 года высшая мера наказания была заменена на лишение свободы в ИТЛ (*исправительно-трудовых лагерях) сроком на 15 лет.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1955 года Хуммель досрочно освобожден из мест заключения и репатриирован на родину.

Данное дело пересматривалось дважды.

В 2001 году Генеральная прокуратура проверила данное дело и признала, что данный гражданин не подлежит реабилитации.

В 2010 году о реабилитации отца обратилась дочка Хуммеля. Но, как пишет Генеральная прокуратура РФ, «не приводя доводов о невиновности отца». То есть, видимо, по принципу: реабилитируйте папу, он хороший: маме туфельки покупал, дочке куколок.

Верховный Суд РФ рассмотрел это дело, и дал свое заключение:

Собранными по делу доказательствами бесспорно установлено, что Хуммель занимался шпионажем, совершенном в составе созданной для шпионской деятельности организации, чем причинил ущерб военной мощи СССР.
Согласно п. «а» ч.1 ст.4 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», не подлежат реабилитации лица, обоснованно осужденные судами за шпионаж.

Так что в реабилитации – отказано.

Источник: Определение Верховного суда РФ от 07.10.2010 по делу №201-Н10-3СС