Найти в Дзене
Автосправочная

Законопроекты для водителей: 9 апреля 2024

9 апреля 2024 года состоится очередное пленарное заседание Госдумы. Какие законопроекты, касающиеся водителей, планируют рассмотреть депутаты? Сегодня, 9 апреля 2024 года, в полдень началось очередное пленарное заседание Госдумы. Вчера вечером Совет ГД уже опубликовал повестку заседания - на нём планируют рассмотреть законопроекты, которые так или иначе касаются российских водителей. Законопроект о штрафах за среднюю скорость (второе чтение) 9 апреля 2024 года в повестку Госдумы под номером 21 включён законопроект о полном запрете штрафов за среднюю скорость. Данный документ был внесён в Госдуму ещё летом 2018 года. В декабре 2019 года депутаты даже одобрили его в первом чтении. Однако, во втором чтении его так до сих пор не рассматривали - оно запланировано на сегодня. Согласно тексту документа, в КоАП предлагается внести следующую оговорку: "Не является доказательством административного правонарушения фиксация превышения установленной скорости движения транспортного средства на участ
Оглавление

9 апреля 2024 года состоится очередное пленарное заседание Госдумы. Какие законопроекты, касающиеся водителей, планируют рассмотреть депутаты?

Сегодня, 9 апреля 2024 года, в полдень началось очередное пленарное заседание Госдумы. Вчера вечером Совет ГД уже опубликовал повестку заседания - на нём планируют рассмотреть законопроекты, которые так или иначе касаются российских водителей.

Законопроект о штрафах за среднюю скорость (второе чтение)

9 апреля 2024 года в повестку Госдумы под номером 21 включён законопроект о полном запрете штрафов за среднюю скорость. Данный документ был внесён в Госдуму ещё летом 2018 года. В декабре 2019 года депутаты даже одобрили его в первом чтении. Однако, во втором чтении его так до сих пор не рассматривали - оно запланировано на сегодня.

Согласно тексту документа, в КоАП предлагается внести следующую оговорку:

"Не является доказательством административного правонарушения фиксация превышения установленной скорости движения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании расчета средней скорости движения транспортного средства на данном участке, а также фиксация нарушения правил расположения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании фиксации расположения транспортного средства в начале и в конце данного участка, без фиксации правонарушения в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время".

Кроме того, к статье 12.9 КоАП РФ, предусматривающей наказание за превышение скорости, предлагается добавить примечание:

"Привлечение к административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, допустимо только в случае фиксации превышения установленной скорости движения транспортного средства в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время".

Таким образом, поправками по сути предложен полный запрет штрафов за превышение средней скорости. Однако, несмотря на то, что документ уже был одобрен в первом чтении, вероятность его принятия во втором чтении не очень высока. Дело в том, что профильный комитет Госдумы поправки не поддерживает и накануне выдал отрицательное заключение. Таким образом, поправки могут отклонить в ходе рассмотрения во втором чтении уже сегодня, 9 апреля 2024 года.

Напомним, что 18 августа 2023 года Минтранс РФ опубликовал на портале проектов нормативно-правовых актов проект Постановления Правительства, согласно которому среднюю скорость планируется внести в текст ПДД. Постановление, в случае его принятия, вступит в законную силу с 1 сентября 2024 года.

Таким образом, ситуация такова, что законопроект о запрете штрафов за среднюю скорость сегодня могут отклонить, сославшись на то, что фактически МВД уже не штрафует за это нарушение (что и указано в отрицательном отзыве профильного комитета). При этом, в случае принятия Постановления Правительства, подготовленного Минтрансом, уже в сентябре 2024 года МВД может вновь начать штрафовать за данный вид нарушения.

Отмена ОСАГО при регистрации в ГИБДД (второе чтение)

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, 9 июня 2023 года в Госдуму был внесён большой законопроект с названием "О совершенствовании правового регулирования отношений, возникающих в связи с регистрацией транспортных средств". Основное изменение в данном документе - исключение полиса ОСАГО из перечня обязательных документов, которые нужны при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. Соответствующие поправки вносятся в законы "Об ОСАГО", "О безопасности дорожного движения" и "О регистрации транспортных средств". При этом, полис ОСАГО будет не нужен только при регистрационных действиях - обязанность по контролю наличия ОСАГО в ходе надзора за дорожным движением по-прежнему остаётся за ГИБДД.

7 ноября 2023 года данный законопроект был одобрен в первом чтении Госдумы. Второе чтение намечено на сегодня, 9 апреля 2024 года. Правительство уже направило положительное заключение на текст данного законопроекта. В официальном отзыве Кабмина РФ содержится ряд замечаний, которые касаются других изменений, предусмотренных этим же законопроектом:

  • нового порядка розыска автомобилей, числящихся в угоне;
  • нового порядка прекращения регистрации автомобиля после продажи.

Что касается розыска, то поправки были связаны с автомобилями, которые сейчас зарегистрированы в новых регионах РФ, а ранее были зарегистрированы в Украине. Правительство просит скорректировать поправки, так как в нынешней редакции они автоматически распространяются на все автомобили, числящиеся в международном розыске.

В части прекращения регистрации законопроектом предлагается дать возможность гражданам, договор-купли продажи (ДКП) которых нотариально заверен или оформлен в электронном виде через Госуслуги, прекращать регистрацию автомобиля сразу же в день продажи, не дожидаясь 10 дней, как сейчас. Правительство считает, что это ограничивает права граждан, которые оформляют обычный бумажный ДКП, поэтому предлагает скорректировать данную норму. При этом, в части отмены полиса ОСАГО при регистрации в ГИБДД у Правительства замечаний и предложений нет.

Напомним, ранее Банк России и Российский союз автостраховщиков (РСА) заявили, что готовы поддержать идею "отвязки" полиса ОСАГО от процедуры регистрации автомобиля в том случае, если эта мера будет заменена контролем при помощи камер ГИБДД.

А если Вам нужно купить или продлить полис ОСАГО - сравнить предложения по ценам и выбрать наиболее подходящий вариант можно у меня на сайте.

Бесплатная перевозка учащихся (первое чтение)

4 июля 2023 года в Госдуму был внесён законопроект о бесплатной перевозке учащихся - его первое чтение запланировано сегодня, 9 апреля 2024 года.

Поправки разработаны в целях совершенствования законодательных мер, направленных на поддержку детей, проходящих обучение в образовательных организациях.

"Получение ребенком образования всегда будет оставаться актуальной темой, особенно в нынешних экономических и геополитических условиях, не говоря уже о цифровизации общества и огромном потоке информации, который ежедневно проходит через ребенка. Важной проблемой являются расходы на общественный транспорт. Позволить себе личный транспорт есть возможность не у каждой семьи, но и найти подходящую образовательную организацию в пешей доступности тоже далеко не всегда представляется возможным, из чего возникает необходимость в пользовании общественным транспортом. Однако пользование им практически каждый день представляется весьма затратным", - говорится в пояснительной записке.

Законопроектом предлагается внести изменение в часть 2 статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающее, что бесплатная перевозка обучающихся в государственных и муниципальных организациях производится не только в сельских местностях, но и в городах, вне зависимости от наличия общественного транспорта.

Государственная регистрация электросамокатов (первое чтение)

Также сегодня под номером 62 в первом чтении планируется рассмотреть законопроект о введении государственной регистрации средств индивидуальной мобильности (СИМ). Законопроект был внесён в Госдуму в октябре 2023 года.

Напомним, 1 марта 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 года№1769. Документ определил правовой статус водителей СИМ и вывел их в отдельную категорию участников дорожного движения. Данные изменения в ПДД установили ряд ограничений и запретов, касающихся водителей СИМ.

Вместе с тем в действующей редакции КоАП РФ водители СИМ не указаны. Таким образом, возникает пробел в законодательстве, позволяющий водителям СИМ избегать ответственности за нарушения ПДД, пользуясь тем, что в КоАП РФ не установлена отдельная ответственность за нарушения ПДД, допущенные водителями СИМ.

По мнению авторов поправок, водители СИМ являются полноценными участниками дорожного движения, могут двигаться в том числе по дорогам общего пользования, по пешеходным зонам и тротуарам. К сожалению, в ряде случаев водители СИМ, участвующие в ДТП, оперативно покидают место ДТП, установить их личность в большинстве случаев не представляется возможным. Личность возможно установить только в случае использования участником ДТП электросамоката, взятого напрокат: кикшеринги обладают возможностью предоставить сотрудникам МВД необходимую информацию для установления личности участника ДТП. В случае с личными СИМ это не представляется возможным. Камеры наблюдения не могут распознавать лица, к тому же часто водители СИМ носят шлемы или маски. Аналогично, камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД могут распознавать только и исключительно государственные регистрационные знаки. Без регистрации транспортных средств любой категории получение государственных регистрационных знаков не представляется возможным.

Таким образом, среди участников дорожного движения существует значительная группа, которая заведомо не может быть привлечена к ответственности ни за нарушение ПДД, ни за оставление места ДТП. Единственно возможным вариантом преодоления данной правовой неопределенности является принятие поправок в ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации», которые устанавливают обязанность водителей СИМ использовать для движения по дорогам общего пользования, пешеходным зонам СИМ, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. Регистрация СИМ предполагается онлайн с помощью портала Госуслуг, без предоставления СИМ в подразделения МВД.

Порядок регистрации предполагается установить отдельным Постановлением Правительства РФ. После регистрации СИМ присваивается государственный регистрационный номер, владелец СИМ будет обязан разместить на СИМ государственный регистрационный знак, соответствующий действующим стандартам. Если конструкция СИМ не позволяет этого сделать, то эксплуатация такого СИМ на дорогах общего пользования, пешеходных зонах не допускается. После размещения ГРЗ на СИМ становится возможной идентификация участника дорожного движения, фотовидеофиксация нарушений Правил дорожного движения. Данная мера позволит существенно снизить количество ДТП с участием СИМ, количество погибших и раненых в таких ДТП. Кроме того, применение средств фотовидеофиксации нарушений позволит чаще привлекать водителей СИМ к ответственности за нарушения, повысить безопасность дорожного движения для всех участников, считают депутаты.

Смягчение статьи 19.3 КоАП РФ (первое чтение)

Под номером 83 в повестку ГД на 9 апреля включено первое чтение законопроекта о смягчении наказания за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Речь идёт о статье 19.3 КоАП РФ. Сейчас по данной статье возможны 3 варианта наказания:

  1. штраф от 2000 до 4000 рублей;
  2. административный арест на срок до 15 суток;
  3. обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.

Чаще всего сотрудники ГИБДД используют эту статью при выписывании требований об устранении нарушений. Раньше речь шла больше о тонировке и устранении неисправностей автомобиля, в последнее время статья 19.3 КоАП РФ применяется даже к водителям за отсутствие полиса ОСАГО.

Механизм простой - при выявлении правонарушения, которое водитель не устраняет на месте остановки, автоинспектор выписывает письменное требование об устранении - чаще всего сроком до 10 суток. Если после истечения данного срока водителя повторно остановят с этим же нарушением, то ему грозит уже наказание по статье 19.3 КоАП РФ - за невыполнение законного требования сотрудника полиции.

28 июня 2022 года в Госдуму был внесён законопроект, предусматривающий смягчение статьи 19.3 КоАП РФ - из неё предлагается исключить арест и обязательные работы, оставив только штраф. Рассмотрение данной инициативы в первом чтении Госдумы запланировано на сегодня.

Квота на электромобили в такси (первое чтение)

Последним в сегодняшней повестке, под номером 86, планируется рассмотрение в первом чтении законопроекта о введении для каждого региона РФ обязательной минимальной квоты на электромобили в такси. Законопроект был внесён в Госдуму 24 августа 2023 года, с целью поддержки российского производства электромобилей.