Смело, товарищи, в воду!
Любоваться текущей водой можно бесконечно. Особенно, если не сидишь в ней по пояс на водительском кресле, остервенело вращая руль, чтобы увернуться от проносящихся льдин. О том, как не оказаться в этом интересном положении, мы рассказывали в первой части нашей весенней истории. Прочитайте её обязательно, потому что сейчас мы обратимся к тем, кто в воду всё-таки полез, вопреки предупреждениям.
Итак, вы твёрдо решили, что другого пути нет и морально готовы промочить как минимум ноги. Вы внимательно разведали и полностью очистили себе подводный путь. Глубина и течение вас не пугают. Вы обработали жизненно важную электрику водоотталкивающим спреем. И, наконец, даёте себе полный отчёт, что успех задуманного мероприятия зависит только от вас, ваших водительских навыков и разумной самооценки. Что ж. Соберите все разбросанные по машине документы, ключи, телефоны, деньги, спички и прочие ценности, распихайте их по карманам на себе и... Приступить к погружению! Но будьте готовы, что с каждым сантиметром глубины возрастает не только стоимость потенциального будущего ремонта, но и риск, что вообще всё пойдёт не так.
Что, снова колеблетесь, перебирая в памяти, кого бы позвать на помощь? Тогда объезжайте разлив хоть через другую сторону земного шара. Но если нет – тогда смелее вперёд. Навстречу приключениям.
Гони волну!
Доверившись водной стихии, переправляйтесь спокойно, неспешно, равномерно и уверенно. Море не любит суеты и паники. Визги и брызги отставить! Залог успеха – первая передача и ровный газ. При правильно выбранной равномерной скорости машина просто поедет, гоня чётко перед собой небольшую волну. При этом моторный отсек окажется во впадине этой волны, что здорово снижает риск что-то в нём залить.
На затопленном асфальте, если нет никаких преград, держитесь середины дороги. Обычно там немного мельче. На грейдере и просёлке всё далеко не так однозначно. Там неожиданные ямы и колеи могут оказаться где угодно. Поэтому дороги без твёрдого покрытия надо проверять пешком ещё тщательнее, чем шоссе.
На протяжении всего подводного пути машина должна уверенно ехать, прочно опираясь на свои колёса. Если вдруг автомобиль всплывает, его сносит или он упирается в водяную стену и буксует – немедленно включайте задний ход и возвращайтесь. Иначе унести потоком может далеко. А может и не далеко – просто перевернёт поблизости. Вода – страшная сила. Недаром ею вращают турбины на много мегаватт на ГЭС. Чувствуете, что поплыли – сразу затапливайте салон, приоткрыв двери, чтобы увеличить массу машины и сцепление на колёсах. Это меньшее из зол в сравнении с тем, что ожидает уплывших без руля и ветрил.
Спасение утопающих
Если машина всё-таки застряла или встала по какой-то другой неведомой причине – не глушите мотор. Единственное исключение, если воды внезапно оказалось или прибывает столько, что мотор всё равно затопит сверху. В работающий двигатель за счёт внутреннего давления вода не попадёт ни через сальники, ни через выхлопную систему. А вот если двигатель всё-таки заглох на глубине, заводить его уже не надо. Слишком высок риск гидроудара. Тут остаётся лишь идти за помощью и вытаскивать автомобиль на сушу, чтобы уже там разбираться с причиной и последствиями этой незадачи.
В любом случае, если машина осталась недвижимостью в воде и выехать никак не получается, сразу же из неё выходите. Независимо от того, работает мотор или нет. Во-первых, вам всё равно надо идти за помощью. Во-вторых, при работающем моторе и глушителе под водой есть вероятность, что ядовитые выхлопные газы, всплывая пузырями, начнут скапливаться под днищем и понемногу проникать в салон. К сожалению, число трагических случаев с угоревшими в стоящем в воде автомобиле слишком высоко, чтобы считать это просто роковым совпадением. В-третьих, на берегу легче не замёрзнуть, активно двигаясь или разведя костёр, чем сидя в сыром салоне посреди бурных волн.
Сушите вёсла, сэр!
Преодолев глубокий брод, первым делом надо слить воду из салона. Можно даже не вынимать ковры и сливные пробки кузова – этим удобнее заниматься в более подходящих условиях сразу по возвращению домой. А на берегу достаточно просто загнать машину одной стороной на пригорок и открыть двери. Если машина преодолела разлив сама и вы уверены, что в двигатель не попало воды, можно ехать дальше. Для полной уверенности загляните в воздушный фильтр и убедитесь, что он сухой. Несколько капель не считается. А вот если в корпусе фильтра плещется вода, а мотор продолжает ровно работать, дайте ему ещё поработать минут двадцать на холостых оборотах без фильтра и с открытым капотом, а сами за это время уберите попавшую в «ящик» воду. Только смотрите, чтоб тряпку, которой вы это будете делать, во впуск не засосало.
Начав движение после брода обязательно просушите тормоза. Надо на некоторое время прижать тормозную педаль левой ногой, при этом продолжая ехать на второй-третьей передаче, нажимая правой ногой на газ и держа средние обороты мотора. Колодки нагреются – вода испарится и вы почувствуете, что тормозное усилие возрастает без изменения нажатия на педали. Отпустите тормоз ненадолго и снова повторите процедуру несколько раз, каждый раз сокращая время нажатия на среднюю педаль. АКПП такие упражнения не очень любит, поэтому на двухпедальных машинах лучше сушить тормоза серией интенсивных торможений в обычном режиме. Только делайте это на пустом участке дороги – на первых торможениях эффективность будет крайне низкой.
Если из брода вас вытащили с заглушенным мотором, из двигателя надо слить воду, прежде чем пытаться заводить. Не надейтесь, что она туда не попала. Алгоритм такой. Разбираете всё, чтобы добраться до форсунок или свечей и выкручиваете их. В бензиновом моторе это без разницы. А вот в дизеле лучше всё-таки снять форсунки: у них заметно больше диаметр, чем у свечей накаливания. Затем лезете под днище откручивать пробку поддона. Вода с маслом не смешивается и постепенно в картере опускается вниз. Только не сливайте грязную воду и масло на землю! Найдите какую-нибудь ненужную ёмкость. Как только вода и явная эмульсия стекли и началась струя нормального масла – завинчивайте пробку. Теперь можно начать крутить мотор стартёром, выгоняя воду из цилиндров. Крутите короткими сериями секунд по 15, чтобы не спалить стартер. Когда мотор перестанет пыхтеть фонтанчиками водяного тумана подобно киту – собирайте всё обратно, проверяйте уровень масла и пытайтесь заводить.
Вода может попасть и в трансмиссионные агрегаты: они обычно находятся ниже мотора и сообщаются через вентиляцию с атмосферой. Их ревизию нужно провести обязательно, но она терпит до дома. Её можно совместить с большой просушкой салона. Заодно проверьте, нет ли воды в топливном баке.
Во всех агрегатах, куда попала вода, масло нужно поменять полностью. Лучше использовать смазочные материалы, способные восстанавливать повреждённые поверхности трения, так как в присутствии воды смазывающая способность масел снижается – при перемешивании двух этих жидкостей образуется эмульсия. В ассортименте Cupper есть весь спектр масел для всех типов автомобильных трансмиссий, а также разнообразные консистентные смазки. Они помогут минимизировать последствия заплыва.
Удачи на дорогах, в том числе затопленных! И в любом случае следуйте здравому смыслу, чтобы потом, как говорят подводники, не было мучительно больно за прочность прочного корпуса!
А ещё подписывайтесь, ставьте лайки и не забывайте нас рекомендовать. Будет интересно!