Найти тему

Было, да сплыло: как проехать по затопленному шоссе. Часть 1.

Оглавление

Не зная броду.

Река-дорога. В стародавние времена реки на Руси заменяли шоссе. Но современному автомобилисту их лучше чётко разграничивать и не путать.
Река-дорога. В стародавние времена реки на Руси заменяли шоссе. Но современному автомобилисту их лучше чётко разграничивать и не путать.

Едешь себе, едешь... Как вдруг раз – и уже плывёшь. Несёт тебя поток вешних вод незнамо куда по воле неведомых течений. Глядь - лиса мимо на бревне рассекает волны, а вон кабан на какой-то торчащей кочке возвышается как конь под Медным Всадником... А кругом – море и оно понемногу просачивается в салон через уплотнители дверей, напоминая об участи «Титаника» под пронзительный голос Селин Дион в голове. Самое обидное же, что ехали-то хорошо, по шоссе... Всегда ж тут ездили!

Бекстейдж из съёмок "Титаника" для вселенной "Зверополиса". Енотовидная собака в своих дорогих мехах чуть не утонула на самом деле. Хорошо, нашлись добрые люди на съёмочной площадке.
Бекстейдж из съёмок "Титаника" для вселенной "Зверополиса". Енотовидная собака в своих дорогих мехах чуть не утонула на самом деле. Хорошо, нашлись добрые люди на съёмочной площадке.

Но половодью не прикажешь. Это ещё Онегин, кажется, Татьяне писал, мол, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга – поэтому не приеду. Не жди. Талая вода затопила в округе все дороги и мосты, реки разлились до состояния морей и отрезали от цивилизации целые районы.

Это ещё хорошо, что мы не в Южной Америке. Там на затопленных дорогах ещё и не такие ужасы встречаются. На фото - небольшая стайка пираний.
Это ещё хорошо, что мы не в Южной Америке. Там на затопленных дорогах ещё и не такие ужасы встречаются. На фото - небольшая стайка пираний.

В апреле порой даже некоторые большие шоссе уходят под воду, не говоря уже местных просёлках. В большей или меньшей степени это происходит каждую весну – в зависимости от уровня половодья. Вот и получается, что дорога ведёт себе, ведёт... и вдруг скрывается в пучине. А ехать то надо! Но прежде чем скрыться под волнами вместе с шоссе, давайте ответим себе на главный вопрос.

Вам точно в разлив?

В зону весеннего подтопления из года в год попадают одни и те же районы вместе с низинными участками дорог и низководными мостами. Например, переправа в Чекалине на западе Тульской области или путь из Белоомута до Слёмских Борков на границе Московской и Рязанской областей. Местные это дело знают и весной пользуются объездными дорогами или вообще водным транспортом. А что делать, если вы не местный? Изучать информацию заранее!

По сей день даже неподалёку от Москвы остаются деревни, автомобильное сообщение с которыми в половодье прерывается. В лучшем случае, жители могут дойти пешком до сухого шоссе за рекой по вот такому пешеходному мосту. машины для дальних поездок они заранее оставляют на том берегу.
По сей день даже неподалёку от Москвы остаются деревни, автомобильное сообщение с которыми в половодье прерывается. В лучшем случае, жители могут дойти пешком до сухого шоссе за рекой по вот такому пешеходному мосту. машины для дальних поездок они заранее оставляют на том берегу.

В Подмосковье самые высокие паводки случаются на Оке и её крупных притоках – Клязьме и Москве. Окское половодье распространяется и на пойменные районы в соседних Рязанской, Владимирской и Тульской областях. Тверскую область затрагивают верхневолжские паводки и разливы малых рек верховьев Днепра, которые заодно заливают и Смоленщину. В других районах страны тоже есть свои традиционные заливные места. В общем, везде, где есть большая вода, есть риск подтопления дорог после многоснежной зимы – и к этому надо быть готовым, разрабатывая предстоящий маршрут. Подробный перечень затапливаемых весной участков и непроезжих дорог в каждом районе обычно публикуют на сайте регионального МЧС. А данные ежедневного мониторинга развивающегося половодья регулярно публикуются в новостях отделений Гидрометеослужбы. По центральному региону – вот здесь: https://cugms.ru/ Пользуясь этой информацией, можно скорректировать поездку ещё до её начала и найти вариант, как добраться посуху. Пусть даже для этого и придётся сделать большой крюк.

Обычно перед затопленными участками дорог ставят такие предупреждающие знаки и указатели объезда. Судя по состоянию верхней таблички, размещают её тут на протяжении многих лет.
Обычно перед затопленными участками дорог ставят такие предупреждающие знаки и указатели объезда. Судя по состоянию верхней таблички, размещают её тут на протяжении многих лет.

Ещё, конечно, можно подождать, пока вода спадёт, но в средней полосе весной это вариант для очень терпеливых. Половодье у нас растягивается на несколько недель. Это вам не бурные потоки после летних краснодарских ливней, пересыхающие уже на следующий день.

Прогулки по воде

Ехать по сухой дороге с любой точки зрения лучше, чем по воде. Даже, если с берега кажется, что не глубоко. Причин сразу несколько:

  • С подмосковными паводками, в среднем превышающими уровень рек метра на три, глубина может легко оказаться выше ватерлинии вашего автомобиля.
  • К делу может подключиться нехилое течение, которое просто снесёт машину с подтопленной дороги на глубину.
  • Оно же может притащить на дорогу брёвна и другой мусор, который перегородит проезд и поможет вам застрять.
  • В дороге может оказаться очень глубокая промоина на всю её ширину.

Каждая из этих причин обещает приличную дозу нелёгких водных процедур с вынужденным фитнесом на свежем воздухе и дорогостоящим ремонтом авто в скором времени. Поэтому если есть разумная возможность объехать затопленную дорогу – объезжайте без колебаний.

Лучше долго объезжать, чем быстро утонуть.
Лучше долго объезжать, чем быстро утонуть.

Другое дело, если такой возможности в принципе нет или выбор стоит между пятьюстами километрами объезда и сотней метров водной преграды. Тогда одевайтесь в забродный комбинезон. Или наоборот, раздевайтесь. И приступайте к водным процедурам. Прежде чем проехать подводный участок, его обязательно надо пройти пешком, даже если кажется, что глубина маленькая, а асфальт крепкий. Потому что глубина, течение, брёвна и промоины. Всё это надо разведать до того, как мочить колёса. Причём туда надо идти, как будто по одной колее вашего автомобиля, а обратно – по другой.

Вот что может произойти с обычным крепким и ровным шоссе, когда оно оказывается под водой. На этом фото большая вода уже сошла.
Вот что может произойти с обычным крепким и ровным шоссе, когда оно оказывается под водой. На этом фото большая вода уже сошла.

Если вы по какой-то причине не способны пешком пройти от берега до берега и обратно – значит ехать туда не надо в любом случае. Пусть даже кажется, что всё твердо и мелко, а идти просто далеко и мокро. Если машина утонет, вам всё равно придётся возвращаться по этой самой дороге. То же и с любой из преград, включая глубину. При этом локальный подводный мусор, способный помешать прямолинейной траектории на пути, который вы признали в целом безопасным, надо обязательно отметить над водой какой-нибудь вешкой. Хотя бы вашим собственным пассажиром.

Вот такие буруны на предстоящем маршруте должны сразу насторожить. Во-первых, там сильное течение, во-вторых, под водой путь преграждают притащенные им коряги.
Вот такие буруны на предстоящем маршруте должны сразу насторожить. Во-первых, там сильное течение, во-вторых, под водой путь преграждают притащенные им коряги.

Если дорога под водой осталась твёрдой, ехать по ней достаточно безопасно на глубинах, не превышающих половину колеса. Начиная от этого уровня каждый сантиметр здорово повышает риск залить важные агрегаты и электронные компоненты. Отправляясь в подводный путь, заранее подготовьтесь морально к возможному ремонту. Авось и пронесёт. Максимально возможный предел глубины – уровень воздухозаборника двигателя. У каждого автомобиля он свой. Но до него лучше не доводить хотя бы на две ладони – это подстраховка от гидроудара на случай какой-нибудь неожиданной ямки, шальной волны, резкого клевка подвески или вынужденной остановки.

Затопленный мост выглядит совсем безопасно. Но пройти его пешком и проверить перед преодолением всё равно надо.
Затопленный мост выглядит совсем безопасно. Но пройти его пешком и проверить перед преодолением всё равно надо.

Ну что, всё-таки решились ехать? Тогда последний штрих. Всю высоковольтную электрику и другие жизненно важные для работы двигателя электронные блоки ещё на берегу надо обрызгать водоотталкивающим спреем. Отлично подойдёт Cupper Жидкий Ключ или оружейное масло Cupper Патриот. Можно также применить силиконовую смазку Cupper для рыболовных катушек. Поэтому стоит положить что-нибудь из этих баллончиков в машину, собираясь в весеннюю поездку. Места они не займут, а пользы будет много.

Некоторые затопленные дороги в эту пору нелегко даются даже вездеходам!
Некоторые затопленные дороги в эту пору нелегко даются даже вездеходам!

О том, как себя вести, уже попав в воду, как благополучно из неё выбраться и что делать после этого, расскажем в следующей серии. Читайте продолжение здесь. Подписывайтесь, ставьте лайки и не забывайте нас рекомендовать. Будет интересно!