Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

БОМБА БЕРТЛО

Или КАЛОРИМЕТРИЧЕСКАЯ БОМБА БЕРТЛО. Признаюсь, когда я, будучи школьником, заинтересовался химией и стал скупать всю литературу, которая мне попалась под руки, более всего в ней интересовал, скажем так, пиротехнический аспект. Всякие гремучие составы, рецепты фейерверков, советы по тому, как поставить эффектный опыт и пр. Поэтому когда я внезапно увидел там словосочетание "калориметрическая бомба", оно вызвало у меня прилив энергии. Потому что БОМБА - это же ВЗРЫВ! Увы, оказалось - не всегда. Потому что просто бомба - да, она служит для взрывов и разрушения, а вот калориметрическая бомба нужна совсем для другого - для измерения теплоты горения всевозможных органических соединений или их теплотворной способности. Этой проблемой учёные озаботились ещё в середине XIX века. Датский химик Юлиус Томсен первым попытался разработать методику измерения теплотворности. Однако более всего повезло его французскому коллеге, Пьеру Бертло. Он изобрел серию очень чувствительных калориметров, исполь

Или КАЛОРИМЕТРИЧЕСКАЯ БОМБА БЕРТЛО.

Признаюсь, когда я, будучи школьником, заинтересовался химией и стал скупать всю литературу, которая мне попалась под руки, более всего в ней интересовал, скажем так, пиротехнический аспект. Всякие гремучие составы, рецепты фейерверков, советы по тому, как поставить эффектный опыт и пр.

Поэтому когда я внезапно увидел там словосочетание "калориметрическая бомба", оно вызвало у меня прилив энергии. Потому что БОМБА - это же ВЗРЫВ!

Увы, оказалось - не всегда. Потому что просто бомба - да, она служит для взрывов и разрушения, а вот калориметрическая бомба нужна совсем для другого - для измерения теплоты горения всевозможных органических соединений или их теплотворной способности.

-2

Этой проблемой учёные озаботились ещё в середине XIX века. Датский химик Юлиус Томсен первым попытался разработать методику измерения теплотворности. Однако более всего повезло его французскому коллеге, Пьеру Бертло. Он изобрел серию очень чувствительных калориметров, используя термометры, с помощью которых, по его утверждению, можно считывать показания с точностью до 1/200 градуса.

Один из таких приборов с тех пор называется в его честь. Правда, изготовил это изделие не он сам, а парижский мастер Эдме Луи Голаз.

-3

БОМБА БЕРТЛО представляет собой погружённый в водяной калориметр стальной цилиндр, в который помещают исследуемое вещество, откачивают воздух ртутным вакуумным насосом, а затем наполняют кислородом под давлением в 20-25 атмосфер. После чего поджигают с помощью раскалённой платиновой проволоки.

-4

Пьер Эжен Марселен Бертло, он же Бомешко́ (25 октября 1827 - 18 марта 1907) - французский физико-химик, общественный и политический деятельно, член Парижской академии наук, иностранный член Лондонского королевского общества и Национальной академии наук США.

Родился в Париже в семье врача. Хотел тоже стать врачом и даже поступил на медицинское отделение Парижского университета, однако нам попал под дурное влияние Дюма (не писателя, а химика) и решил сменить научную ориентацию.

Окончив вуз, работал профессором химии Высшей фармацевтической школы в Париже, профессором в Коллеж де Франс.

Занимался исследованиями в области органической химии, синтезировал метан, ацетилен, бензол, ацетилен (которому дал это название), получил аналоги природных жиров, установил спиртовую природу глицерина. Разработал процесс синтеза этилового спирта гидратированием этилена в присутствии серной кислоты. По тем временам это было сенсацией, ибо до того момента этанол получали только в результате брожения.

Бертло считают одним из основоположников термохимии. Именно он ввёл понятия экзотермической и эндотермической реакций, выдвинул ПРИНЦИП БЕРТЛО - ТОМСЕНА (все самопроизвольно протекающие химические реакции идут с уменьшением энтальпии), исследовал действие взрывчатых веществ - температуру взрыва, скорости сгорания и распространения взрывной волны и др. Он первым установил наличие фронта пламени при взрывах.

А ещё он был одним из крупнейших историков химии. Опубликовал книгу «Происхождение алхимии», выпустил собрания древнегреческих, западноевропейских, сирийских и арабских алхимических рукописей с переводами, комментариями и критикой.

Плюс ко всему, Бертло активно занимался общественно-политической деятельностью: был генеральным инспектором высшего образования, затем министром народного просвещения и изящных искусств, а потом и министром иностранных дел Франции.

На это можно было бы остановиться, но грех не упомянуть о том, что этот человек также прослыл отъявленным атеистом, ратовал за расширение образования, за союз естествознания и философии.

Что опровергает тезис верующих людей, мол, если человек атеист, то он дебил и урод, а хорошими и умными могут быть только те, кто в Бозе.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!