Как думаете, какой самый главный враг воспитания финансовой грамотности у детей? 🤷♀️ Бедность? Экономический кризис? Нет, зачастую самый главный враг — это его родители. Сегодня мы разберём пять главных ошибок при воспитании финансовой грамотности у детей. Я поделюсь своим 23-летним опытом воспитания детей в этой сфере.
Итак, как маме в 21-м веке научить своих детей финансовой грамотности?
❌ Первое препятствие, которое у меня было — это страх денег. В моей парадигме они были окрашены в чёрный цвет. Я считала, что правильно быть бедным, ведь это добродетель. Но это гигантская ошибка, потому что деньги абсолютно нейтральны. Ни богатство, ни бедность не делают тебя хорошим или плохим. Деньги рассказывают о том человеке, который ими управляет. Бедность не является добродетелью сама по себе. В бедность мы попадаем по определённым обстоятельствам, по незнанию, по неумению. Иногда это временные категории, а иногда это просто результат нашей лени. Нужно понимать, что человек с финансовыми возможностями точно может сделать больше добра. Вопрос — хочет ли он это делать?
❌ Второе препятствие — «Денег нет!» Родители могут сказать: «Мы бедные. У нас нет денег учить финансовой грамотности». Ведь процесс обучения — это когда ребёнок будет тратить не туда, покупать не то, что-то ломать, портить, то есть наносить нам финансовый ущерб. И на это нужны деньги, которые нужно взять из каких-то резервов.
❌ Третий враг — это наша родительская жадность. Потому что, ну действительно, жалко денег, потому что дети же их сольют. Даже если мы научили их работать и зарабатывать, мы начинаем контролировать этот процесс, вмешиваться и не давать детям приобрести опыт утраты. Здесь наша жадность мешает сформировать у них понимание, что деньги конечны, что если в одном месте прибыло, значит в другом убыло. И сформировать у них причинно-следственные связи, ответственность за свое финансовое поведение. Что если ребенок потратил, потерял, сломал, подарил — то больше этого нет. Наша жадность не дает сформировать ценностный, очень важный опыт потери у детей. А это важно, потому что жизнь состоит из потерь в том числе. Иначе наши дети никогда не научатся сохранять, не перейдут на следующую стадию приумножения. Поэтому жадничать не надо! Придется потерпеть ущерб, пока они не научатся.
❌ Четвёртое препятствие — незнание. Я когда выходила замуж даже не знала, что за квартиру платят. Я была уже достаточно взрослой женщиной 23-24 года, но моя мама до сих пор забирала у меня зарплату. Это ужасно на самом деле. И вот мы это поколение, которое живых денег никогда не видело, про инвестиции ничего не знало. Как зарабатывать? Вроде работать все умеем, потому что наша финансовая грамотность — иди работай! Родители в 21-м веке уже такое позволить себе не могут. И мы должны чётко понимать, куда мы детей ведём. Поэтому моя концепция — это мама, которая умеет и знает, как воспитать в детях финансовую грамотность. Базовый фундаментальный уровень, который нужен ребёнку в 21-м веке — тайм-менеджмент, финансовое управление, инвестиции и т. д.
❌ Пятый враг самый зловредный — это жалость. Потому что, ну как же нашу дитятку бросить? А если он потерял? Если сломал? — да я куплю ему 1000 раз! Это самая большая проблема. Мы не хотим понять, что наша цель — выстроить реалистичную жизненную модель. Когда мы даем ребёнку вкушать последствия финансовых ошибок, мы на самом деле защищаем его от этих ошибок. Сейчас он ошибся на 100, на 1000, даже на 10 000 руб. и все подаренные деньги спустил куда-то не туда. Но самое главное, чтобы мы в этом смысле были безжалостны. Ребёнок должен нести последствия! Мы этот ущерб не восполняем.
Это особенно видно на днях рождениях. Когда мы были очень бедными, это был единственный капитал, которым дети управляли. Потому что только раз в год они могли получить какую-то сумму от бабушки, дедушки или ещё кого-то. Всем говорили, чтобы им дарили деньги. И вот однажды двум сыновьям подарили 8000 рублей на день рождения. И в этот же день они купили машинки на пульте управления по 4000 руб. На тот момент это было очень дорого! На следующий день была сильная боль сожаления: «Зачем мы их купили?! Какие мы дураки!» И весь год они планировали свой следующий день рождения и покупки. Какое счастье, что у меня тогда не было денег, чтобы все это компенсировать!
Меня особенно поражает, когда люди изначально, с самого детства учат своих детей быть эгоистами. Когда, например, у вас трое детей и вы на день рождения каждому покупаете подарок, чтобы другие не обиделись. Таким образом вы лишаете ребёнка радости за другого. Вот эта жалость формирует искаженное восприятие реальности. Если мы поставили цель воспитать финансово зрелого человека, который не будет потом банкротом или жертвой мошенников, то жалость нужно отключать. Нужна простая логика и последствия. Это очень важное умение, потому что жалость здесь очень губительна. Компенсировать ребёнку его халатность, безответственность, эгоизм, жадность и постоянно это подкреплять — самая большая ошибка. Мы не компенсируем, мы даем ему прожить последствия ошибочных финансовых действий.
Не допуская этих ошибок, мы можем воспитать ребенка с правильным восприятием мира финансов, а не быть наученным своим горьким опытом уже во взрослом возрасте.
Пошаговая инструкция от мамы 17 детей: «Как навести порядок в доме, голове и сердце раз и навсегда!» Регистрируйся на Марафон бесплатно https://school.valentina-krasnikova.ru/gun?utm_source=dzn&utm_medium=article&utm_campaign=gu_-_-_gu-price_max-price&utm_content=-_-_-_s.vkr/gun_-&utm_term=-