145,7K подписчиков

Подруга по завещанию

46K прочитали
flectone.ru
flectone.ru

История, основанная на реальных событиях

1944 год

Жгучие слезы текли по щекам Тамары. Она закрыла ладонью глаза Василия и, подняв глаза к небу, закричала так, как кричит от отчаяния раненая птица...
- Будет тебе, рядовой Коледина, будет, - услышала она голос командира, который подошел и положил свою руку ей на плечо. - Героем пал, жизнь за Родину отдал, а это честь.
- Вы не понимаете, товарищ майор, - всхлипывая, ответила Тамара, вытирая слезы рукой, испачканной в крови, - мы с ним вместе в доме ребенка сиротами росли, дружба была не разлей вода. Когда мы в отрочестве были, нам даже казалось, что мы любим друг друга, но потом... Потом вдруг не срослось, потому что мы были как брат с сестрой, а это грешно...
- Странно, однако, - пожал плечами майор. - Он из Вологодчины, а ты из Казани вроде бы...Я ж помню, как ты с рядовым Фейзуллиным по ненашенскому разговоры вела.
- Все верно, товарищ майор, - кивнула Тамара. - Мы в аграрном учились, у меня там друзья-татары появились, вот ради интереса и учила их язык. После меня по распределению под Казань отправили, а Василия на Вологодчину. Там же, в колхозе, где он работал, нашел себе девушку Дашу. И так случилось, что мы друг друга потеряли, будто судьба нарочно нас развела - меня направили в Васильево, а он с женой на лесопилку уехал работать. В одно время случилось... Мне не дошло его письмо, а ему мое. Прошел год, он вернулся из лесопилки и построил дом в соседней деревне, а потом тот страшный июнь... Уже тут, на фронте, случайно встретились. Встретились, чтобы попрощаться навсегда! - девушка завыла так жалобно, что у майора сердце сжалось от сочувствия.
- Вот оно как... - протянул командир. - Сочувствую утрате твоей, товарищ Коледина, но это вoйнa, будь она проклята...

Он достал махорку и присел на корточки, свистнув Фейзуллину и Лаврову, чтобы унесли тело Василия, который скончался от ран.

Его, как и других трех погибших ребят похоронили у березы. Тамара, облокотившись о дерево, прокручивала в голове последние слова друга.

- Томка, на тебя вся надежда у меня. На тебя...Помоги, Томка, исполни мою просьбу. Исполнишь? - хрипел Василий.
- Исполню, Васенька, все что хочешь, сделаю.
- Ты моих не бросай, ладно? Дашка девочка хорошая, просто она как ребенок... Я ж полюбил ее за простоту нрава, за веселость.... А что умом как дите, так вырастет, поумнеет... Мать она ведь уже, в сорок первом, осенью, сын у меня родился... Тимошка... Ну ты знаешь...- слова ему давались с трудом, через хрипы выдавливал он звуки.
- Знаю, Васенька, ты же снимок показывал. Замечательный малыш и жена у тебя красавица. И ты еще их увидишь, ты выживешь, слышишь, Вася!
- Ты позаботься о них, ладно? Душа моя за них болит, как они без меня там... Только на тебя у меня надежда... Никому не могу доверить... Прощай, мой любимый друг...

Глаза его закатились, он сделал последний вдох и обмяк...

А ночью, заливаясь слезами, Тамара писала письмо Дарье, о которой знала лишь по словам Василия. Письмо, оставшееся без ответа, потому что уже на следующий день они двинулись дальше в путь...

****

Она мстила за него. Каждая пуля из снайперской винтовки, которую Тамара отправляла во фрица, была за Василия и за его семью. В 1945 году, празднуя Победу, она держала в руках букет сирени и плакала. Плакала, потому что помнила о том, что это был символ дружбы с Василием. Она помнила, как он дарил ей всегда цветы сирени на день рождения. Все смеялись в детском доме, когда видели Василия, склоняющегося от тяжести букета. Тогда все понимали - у Тамары праздник. Но эти цветы подарил не он... В день Победы у нее день рождения, но цветы ей преподнес худенький белобрысый ребенок, так до боли похожий на Василия в детстве. Тот тоже был худеньким и белесым, с голубыми глазами.
- Тетя, почему вы плачете? - спросил мальчишка, который продолжал крутиться возле нее.
- От радости плачу.
- От радости смеются, - деловито заметил ребенок. - Тетя...А сколько вам лет?
- 25 лет сегодня исполнилось, - ответила Тамара.
- Старая уже, - кивнул ребенок, а Тамара не удержалась и прыснула от смеха сквозь слезы.
- Ой, а у вас день рождения в такой радостный день! А вы плачете? - удивленно выкрикнул малыш.
- Просто раньше мне такие цветы дарил мой друг. Он погиб...
- У меня тоже друг был, Лёнька... - погрустнел малыш. - Но его папа забрал.
- Откуда? - спросила Тамара.
- Из детского дома.

Тамара почувствовала боль от его слов. Что такое вырасти в государственном учреждении без родителей - она знала. Но так же она знала, какой голод царил в Белоруссии и сколько детей сиротами остались.
- Давно ты в детском доме?
- Два года уже... На папку в сорок первом похоронка пришла, мамку убили зимой. Я с бабушкой жил, но и она померла...
- Сколько лет тебе, малыш?
- 10 лет, - мальчик важно поднял палец вверх. - И я уже не малыш, я большой. Меня Василием Грибовым звать!

Тамара вздрогнула, услышав знакомое имя. Она смотрела на мальчика и ничего не слышала вокруг. Ничего не бывает случайно в этом мире, как ее боевой товарищ Фейзуллин говорит. А как не поверить? Ее лучший друг был из детского дома, звали его Василием... И сейчас перед ней стоит тоже мальчишка из детского дома с таким же именем, мальчишка, подаривший ей в честь победы букет сирени. И опять же... в ее день рождения... Она не сможет уехать, оставив его здесь.

*****

Через неделю, когда ей подписали рапорт, Тамара вошла в детский дом и направилась прямиком к директору. У нее было время обдумать все. А еще она была довольной умной девушкой и понимала - годы скосили мужиков, сейчас много женщин остались вдовами, молодым бы девчатам найти себе мужей, а уж она в свои двадцать пять лет далеко не завидная невеста. А здесь хоть одна близкая душа будет рядом. Будет рядом тот, кто поможет забыть все ужасы прошедших лет. К тому же, ей казалось, будто это друг с того света послал ей этого мальчишку...
- Конечно, конечно! - принимая рекомендации от командира части, кивала головой заведующая. - Это мы радостью. Сейчас детские дома переполнены, мы рады любым приемным родителям, а уж таким как вы - подавно.

Глядя на медали и орден на груди Тамары, заведующая улыбалась.
- А если не тайна, куда вы отправитесь?
- На Вологодчину, там будем жить, я агроном по профессии, в колхозе для меня работа найдется.
- Замечательно, - все еще радуясь, подписывала заведующая документ.

Глаза маленького Василия расширились от радости и удивления, когда он узнал, что та красивая тетя, которой он подарил букет сирени, пришла за ним в детский дом. А как завидовали ему другие дети! Но Тамара понимала - она не может всем помочь. Зато в ее силах дать любовь и заботу хоть одному ребенку...

История, основанная на реальных событиях

1944 год

Жгучие слезы текли по щекам Тамары. Она закрыла ладонью глаза Василия и, подняв глаза к небу, закричала так, как кричит от отчаяния раненая птица...-2

****

В Вологде ей подписали бумагу, Тамара в управлении рассказала, почему она хочет именно в конкретный колхоз, а не в какой-то другой. Так как там агрономом вместо Василия был старый дед Макар, едва слезающий с печи, то ей с радостью отдали эту должность, да еще и отправили телефонограмму председателю, чтобы к ее приезду подготовили жилье.

В деревне Тамару встретили со всеми почестями, сам председатель приехал за ней на станцию.
- Почто городской девке наша глушь понадобилась? - все же поинтересовался он.
- В память о друге. Василий Егоров... Да какая я городская?- махнула рукой Тома. - Под Казанью в детском доме жили, в городе учились... А потом в сорок первом поехала на курсы подготовки снайперов, в сорок втором уж под Сталинград забросили.
- Не бабское то дело было, но что уж теперь... А Васька.. Хороший парнишка был, - погрустнел председатель. - А вы вместе там были?
- В сорок четвертом вначале встретились под Ленинградом... Он просил о семье его позаботиться, вот я и подумала... - Тамара вздохнула. - Возвращаться мне все равно некуда, родных нет, ни к чему не привязана. А так хоть с семьей Василия буду рядом. Просьбу его последнюю уважу.
- Дашка девка хорошая, - кивнул председатель. - И Васька хорошим парнем был, толковым, земля ему пухом. Ребятенок откуда? Шибко взрослый для твоего, или...
- Из детского дома, в одном из городов Белоруссии взяла. На Ваську в детстве похож и так же звать.
- Вона как!- председатель заинтересованно посмотрел на мальчишку. - Интересно как выходит.
Тут он остановил полуторку возле дома с деревянным забором и лавочкой справа от калитки.
- Вот, приехали, здеся жить станете.
- Чей дом?
- А старого нашего агронома, деда Макара. Дом крепкий, двое сыновей у него было, но оба погибли, похоронка одна за другой пришла. Внучки от старшего со своей матерью в городе, еще год назад на учебу уехали и сюда возвращаться не собираются. Дом крепкий, Гришка с Сашкой в порядке его держали, да не вернулись вот... Ну ничего, ты баба деловитая, как я погляжу, за домом да за дедом Макаром приглядишь...Дом на балансе у государства, пока за тобой будет...

****

Первые два дня Тамара и Васенька обживались в доме, девушка знакомилась с колхозниками и слушала наставления деда Макара. А вот на третий день она пошла к Дарье. Красивая белокурая девушка наводила порядок во дворе, а рядом крутился мальчишка лет четырех.
- Здравствуйте, Дарья! - она вошла во двор.
- Здравствуйте, а вы Тамара? Наш новый агроном?
- Да...
- А ко мне какими судьбами? Я на ферме, в поле не работаю...- удивилась Дарья.
- Я пришла вас навестить и узнать, надобно ли чего?
- А вы всем помогаете? - удивилась Дарья.
- Нет, - покачала головой Тома. - Только в память о близких друзьях. Моя фамилия Коледина.

Тяпка выпала из рук Даши, она открыла рот и охнула.
- Так вы и есть Тамара, подруга детства моего Васеньки?
- Так и есть, - кивнула девушка.

Глаза Даши заполнились слезами, она заплакала, пряча лицо в ладонях.
- Дашенька, я не случайно здесь появилась, это просьба Василия позаботиться о вас, - Тамара сама едва сдерживала слезы.
- Он много рассказывал о вас, Тамара. И когда встретил вас на фронте, он мне тоже об этом написал. По правде говоря, я даже ревновала немного, всхлипывая, размазывала Дарья слезы по щекам.- А потом получила ваше письмо...Я поняла, что вы чувствовали такую же боль, как и я... Такие слова мог написать только лучший друг. Тамара, давайте пройдем в дом, вы мне все расскажете...

Тома поняла, что за эти годы Дарья повзрослела и поумнела, это уже не тот наивный ребенок, какой представляла ее девушка со слов Василия.

До самого вечера Тамара и Дарья проговорили, Тома рассказала о детстве Василия, о том, как мужественно и героически он сражался, о его последнем дне. Они поплакали вместе, помянули его...
- Я думала, что Тимка - это все, что осталось у меня от Васеньки.
- Но теперь у тебя буду я, очень надеюсь, что мы станем подругами, - прошептала Тома.

ЭПИЛОГ

Благодаря последней просьбе Василия Тамара обрела лучшую подругу на всю свою жизнь. А еще она обрела сына, который тоже не случайно появился в тот день с букетом сирени в руках. Это будто бы ее друг с того света позаботился о своих близких и родных.
В 1947 году помер дед Макар и за Тамарой с Василием закрепили этот дом.
В 1950 году Тамара вышла замуж за бригадира Семена, который овдовел и остался с двумя детьми на руках. Дарья же никогда не забывала своего покойного мужа-героя и по настоянию Тамары пошла учиться на преподавателя, став затем учителем в местной школе, а в 1956 году директором. Замуж она больше не вышла, растила сына одна с помощью своей подруги Тамары и была второй матерью для своих учеников.

Я всегда читаю комментарии, но не всегда успеваю на них ответить. С любовью к читателям....

Другие рассказы есть в НАВИГАЦИИ по каналу, где вы найдете истории на разные тематики от современной до исторической...

P. S

Подписывайтесь на наш с мужем новый канал Паспорт, деньги, два ключа, мы учимся делать ролики об интересных местах и наших небольших путешествиях.