Casus Belli
Доброго времени суток, дорогие читатели. После небольшого перерыва на пюре с котлетками давайте продолжим обсуждение истории и ее проявления в наших любимых играх.
Сегодня мы окунемся в мир политических интриг, кровавых событий и героических подвигов – мир войны и того, как она начинается. Поговорим о поводе для войны, который называется Casus Belli. Зачем он нужен? Историки и другие исследователи проблемы приводят множество оснований, объясняющих, почему политики и правители используют любой повод, чтобы оправдать свои амбиции или «необходимость» государства в развязывании войн.
- Легализация военных действий для внутреннего потребителя, то есть для своих граждан или подданных, имеет важное значение. Ведь именно на их долю во время любых противостояний ложится основное бремя лишений. Население может быть мобилизовано принудительно, но также многие добровольцы могут явиться на сборные пункты, чтобы отправиться на фронт.
Только уверенность в правоте своей страны, справедливости войны или отсутствие других вариантов могут заставить армию не рассыпаться и не бежать массово сдаваться врагу. В тылу не будет забастовок и бунтов, которые могли бы подорвать экономику и логистику. - Оправдание перед соседними государствами или мировым сообществом в целом. Это важно, так как от этого зависит, будут ли твои претензии считаться обоснованными, чтобы не вмешивались в соперничество прямо или косвенно.
Само понятие международного права зародилось из опыта Тридцатилетней войны, которая оставила опустошительные последствия в Европе. В то время общество пришло к выводу о необходимости политического регулирования отношений между государствами и закрепления их статусов посредством соглашений.
С тех пор международное право претерпевало изменения и адаптировалось по всему миру, пока, наконец, не было закреплено в Уставе ООН положение, обязывающее страны разрешать споры мирными средствами.
Несмотря на то, что в ООН состоят почти все страны мира, это положение иногда нарушается. Однако не стоит забывать, что государства, развязывающие войны или вмешивающиеся в вооруженные конфликты, не стремятся хотя бы на внутреннем уровне легитимизировать свои действия.
В игровой индустрии все чаще используют усложнение игрового процесса через внедрение различных условностей. Во многих стратегических играх, чтобы объявить войну, необходимо не только нажать определенную кнопку, но и соблюсти определенные условия. Особенно это заметно в играх от Paradox, таких как Hearts of Iron, Europa Universalis, Victoria и Crusader Kings. Возможно, только в Stellaris реализация повода для войны сделана несколько условно.
В Hearts of Iron, например, можно объявить тотальную войну своему соседу, но придется подождать от 200 дней или даже больше. В игре есть такой параметр, как уровень напряженности, который ограничивает возможность проводить бесконечное количество завоевательных кампаний против других держав. Часто приходится использовать игровой инструмент «Фокус» — это, грубо говоря, направление проведения национальной политики.
Исторический пример!
Хойка позволяет наглядно увидеть последствия Мюнхенского соглашения. В 1938 году Германия, Великобритания и Франция подписали соглашение о передаче части территории суверенной Чехословакии. Германия активно претендовала на эти земли, богатые промышленностью и урбанизированные. Кроме того, она хотела получить все военные укрепления в Судетах.
В игре возможен и другой исход. Если Чехословакия откажется выполнять соглашение, это даст Германии повод для объявления войны.
В Europa Universalis дипломатия имеет другую структуру. Как и раньше, нам в основном требуется Casus Belli, чтобы законным образом занять определенные территории. Но можем ли мы просто психануть и напасть без повода для войны? Игра позволяет нам так поступить, но после этого ждите жестких последствий своих недальновидных решений.
Каждый раз, когда вы не находите причину, почему вы такой хороший, а за соседними странами живут дикари, нуждающиеся в срочной демократизации, у вас накапливаются очки агрессивного расширения. Когда лимит этих очков достигнут, в мире возникает вопрос, почему вы такой плохой и как вас за это наказать. Образуется коалиция недовольных и дает вам пи... по шапке.
Историческая справка!
Война в Персидском заливе. Объединенная коалиция сил, возглавляемая США, провела операцию по освобождению Кувейта от оккупационных сил Ирака и восстановлению статус-кво. Международное сообщество не признало законными действия Саддама Хусейна, который опирался на древние права в управлении эмиратом, а также одной из причин было воровство нефти у Ирака.
Во многих других играх стратегического жанра и вовсе весь дипломатический процесс упрощается до уровня – Объявить войну, навязать вассалитет, заключить союз или торговое соглашение.
Из ярких примеров такого упрощения является линейка игр под брендом Total War.
Когда-нибудь мы сможем насладиться более совершенной системой дипломатии, но не станет ли нам от этого более скучно? Ведь вместо нескольких быстрых партий в очередном дипломатическом поединке, мы будем со скукой наблюдать в реальном времени, как наши дипломаты ищут возможности досадить нашим нелюбимым соседям.
Если вы хотите дополнить автора или просто поделиться своим мнением, то добро пожаловать в комментарии.