Мнения профессионального сообщества, касающиеся вопросов экранного времени, достаточно разные. Да, ограничения обязательны для дошкольников и младших школьников. Но, по мере развития, подростки требуют все больше и больше автономии.
Идеально, когда с самого детства ребенок привык к каким-то внешним ограничениям. Например, в некоторых семьях модем автоматически отключается в девять вечера. И никто перед сном в интернете не зависает, ни дети, ни взрослые. И вопросов по этому поводу не возникает – это традиция для всех, привитая с самого раннего возраста. Но, по правде говоря, это один процент. У всех остальных все обычно по-другому.
Сначала проявляем непоследовательность в вопросах экранного времени, мы дергаем гаджеты и компьютеры, используя их как рычаг управления поведением и мотивацией более активно действовать в других сферах.
По мере взросления сталкиваемся с сопротивлением, конфликты перерастают во взаимную ненависть и ожесточенную борьбу «кто кого продавит".
В переходный возраст происходит разрыв. А следом психологическое отделение. Все, по сути, дальше подросток двигается сам. Чаще всего его сознание уже подхватывает информационная волна, и несет туда, куда дует попутный ветер.
А родители кто как может, пытается справляться.
И в этой точке многие совершают череду ошибок.
Происходит бесконечная череда неграмотных реакций на проблемное поведение подростка.
Мы пытаемся хоть как-то удержать ситуацию под своим контролем, но эту набирающую силу лавину уже невозможно остановить.
Вот эта точка, где каждый решает, как справляться со сложностями возраста, является спусковым крючком развития зависимости.
Рассмотрим этом механизм по-людски, а не в бесконечной научной терминологии. И от самого простого, от понимания сути, сконструируем общую воспитательную модель, систему действий, чтобы понять стратегическое направление движения.
Потому что, чаще всего мы зарываемся в оперативке, вязнем в мелких проблемах, разрушаем отношения со своими детьми сиюминутными эмоциональными упеками из-за неспособности добиться желаемых результатов и переживаний на почве страха собственной несостоятельности, как родителя.
В результате у многих дом, из тихой гавани просто превратился хаотичную среду, где траектория каждого настольно импульсивна и реактивна, что напоминает мотыльков, которые кружат над костром.
Понятно, когда взрослые себя ведут так, то дети просто это копируют у нас же?
Возьмем обычную семью. У каждого, нравится им это или нет, существуют определенные обязательства и роли, с ними связанные. Дети учатся, родители работают, сидят в декрете с маленькими, или просто выстроили такой образ жизни, позволяющий заниматься своим хобби. Не важно, самое главное – у каждого есть свое направление и цели, с ним связанные. Психологи называют это ведущей деятельностью.
Допустим, каждый день взрослые и дети садятся в машину и едут за грибами. Каждый день мы встаем, собираемся, оцениваем погоду, как нужно одеться, выстраиваем маршрут движения, соответствующий целям. При этом используем технологии, как средство их достижения.
Но вот проблема – подросток взрослеет, требует все больше свободы, при этом его намерения ограничиваются стремлением почаще развлекаться и прыгать в цифровой мир.
А процесс сбора грибов (обучение, развитие), естественно, отходит на второй план. Родители об этом беспокоятся больше, тинейджеру и так хорошо – кормят, защищают от непогоды в теплой комнате, решают вопросы с внешним миром, планируют будущее.
Так как в этом возрасте происходит отделение от семьи, на родителей часто смотрят, буквально, как на чужих, а в сознании идет процесс полной переоценки ценностей, то закономерно возникают споры и последующий передел власти.
Вот она, точка, где постепенно растет и копится напряжение – дети не особо хотят вообще рано ставать и совершать действия в реальном мире, учиться. И каждый пытается «воспитывать».
То есть мы выбираем способ, с помощью которого пытаемся решать проблему отсутствия желания с удовольствием бегать за грибами.
От выбора доминирующих в вашей семье приемов, взглядов на текущее положение дел, своего поведение и поступков будет зависеть как сформируется направленность личности ребенка.
Вокруг чего в результате сформируется устойчивый интерес – собирать реальные грибы и ягоды в настоящей жизни, используя при этом свои способности, технологии, зная свои сильные стороны и таланты?
Или стремиться всеми силами в иллюзорный мир, где собранный урожай будет пустышкой? Способен ли будет ваш сын или дочь самостоятельно управлять этим процессом переключения с получения удовольствия и бесплатного кайфа на реальные дела, которые требуют дисциплины, концентрации и воли?
Что будет более важно для него/нее самой, когда личность, по сути, остается наедине с собой, сепарируясь от мнения близких в силу процесса отделения и большей ориентации на сверстников?
Одно из определений воспитания – управление процессом развития личности. Все наши действия имеют значение в долгосрочной перспективе – они либо созидают, приближая к независимости и способности отвечать за себя или свои действия. Либо, наоборот, разрушают, подталкивают все глубже заныривать в цифровое болото, без какой-либо способности контролировать себя и время, проведенное в интернете.
Специалисты фактор семьи считают ведущим. То есть больше половины случаев, когда у подростка явная симптоматика зависимости, приходится на влияние дисфункциональной семьи.
Когда с самого раннего возраста родители применяли свою, единственно правильную воспитательную модель, в результате чего с годами получили явные черты характера у своего ребенка.
И самое главное, продолжили совершать ошибки, выбирая реакции на проблемное поведение. В нашем случае это цифровые интересы и неспособность ими управлять. Но можно расширить – употребление алкоголя, курение, энергетики, или сильнодействующие ПАП (психоактивные вещества).
Интересный момент. Когда человек, после лечения, снова попадает в ту же среду, то происходит как бы откат. Его поведение может повторится, а сознание вернуться на прежний уровень, если взрослые не пересмотрят свои воспитательные подходы и не поймут – что они сами же взращивают приспособленца, который врет и ведет себя агрессивно. Но они же имеют все рычаги, чтобы это изменить. И они в ваших руках!
Самое главное перестроиться и понять эти процессы как можно раньше, тогда вы с проблемой вообще не столкнетесь к переходному возрасту. И даже в случае, когда подобные проявления и появятся, то сохраните выдержку и грамотно эффективно среагируете, отодвинув эмоции и стресс, который может поглотить любого. Потому что вопрос серьезный. И он касается собственных горячо любимых детей.
Дальше мы будем обсуждать эти элементы системы, что добавить, а что нужно убрать из-за неэффективности. Все книги, и эта, пятая, в общем то, об этом.
Но если стратегически посмотреть на процесс воспитания «цифрового ребенка», то внимание, которое обычно вертится вокруг бесконечных запретов экранного времени, нужно сместить полностью в другую зону.
На развитие способностей и талантов, связанных со сбором грибов в реальном лесу.
На том, что благодаря грамотно выстроенной системе мотивации, ребенок получает положительные эмоции, двигаясь по социальным ролям. На том, что у него с каждым годом получается все лучше и лучше, и родители это видят и замечают. Более детально обсудим это дальше.
Самое важное понять процесс – ты получаешь ощущения счастья и победы, и постепенно именно с этой активностью сознание связывает свою жизнь и удовольствие.
Лучшие клинические психологи работают в индустриии гейм дизайна, и они прекрасно знают механику вовлечения. Когда ты прошел уровень, получил ачивку, и планируешь, как ты пройдешь следующий этап. Эти приемы просто нужно использовать, чтобы научить собирать реальный урожай, получая ощущение победы от результатов в своей жизни, а не от пустышки в онлайн игре.
Добавлять новые элементы имеет смысл тогда, когда вы четко видите то, что не работает. От этого стоит отказаться в первую очередь:
· Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется четким правилам;
· Взрослые – хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, а что нет;
· Родители держат эмоциональную дистанцию, всегда правы и с высоты своих лет точно знают, как нужно действовать;
· Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
Чтобы понять уровень текущего развития сына или дочери достаточно сделать один простой шаг. Полностью убрать все внешние ограничения и трезво посмотреть правде в глаза.
Будет ли он/она учиться, посещать занятия, хватит ли внутренней мотивации и понимания смысла этой деятельности? Или все с радостью будет заброшено, как только тебя перестанут контролировать? Вот об этом нужно задуматься как можно раньше. Потому что к переходному возрасту ваши приказы будут встречать отпор, а, возможно, уже. Когда вам в открытую заявляют: «Как же ты достал/-а!».
При этом и грибы собирать с удовольствием желания нет – только вкусно ужинать, пока другие взрослые бегают по лесу в поисках пропитания.
База знаний со скидкой 50% по ссылке
Центр помощи семьям