Существуют так называемые «красные флажки» - предупреждающие характеристики клиента. Если сразу их распознать, можно избежать огромного количества конфликтных ситуаций, сохранить нервы и время. Главное — отсеять именно «плохих» клиентов, ведь «хорошие» нам еще пригодятся для получения интересных проектов, достойной оплаты и просто прекрасного настроения.
«Сделайте скидку, плиз, а я к Вам еще обращусь»
Стандартная и, пожалуй, самая коварная фраза клиента, который не готов заплатить названную Вами сумму. Он и в будущем не будет достойно оплачивать работу, если вообще он окажется в этом будущем у графического дизайнера. Не стоит вестись на эту фразу, делать скидки и тем более бесплатно рисовать логотипы.
Во-первых, поступая так, вы подрываете собственный авторитет, как бы говоря о том, что не готовы брать названную сумму, и согласны работать за копейки, а значит сомневаетесь в своем мастерстве.
Во-вторых, подумайте о коллегах. Чем больше на рынке дизайнеров и хэнд-мэйд мастеров, которые готовы пахать за себестоимость продукта, тем меньше становится адекватных и ценящих наше время и силы клиентов. Подумайте о потомках, как говорится.
Срочно надо! Дедлайн — вчера!
Конечно, если вы с заказчиком уже работали вместе, клиент готов заплатить двойную цену и 24/7 быть на связи, а у Вас куча свободного времени или просто проекты, которые можно немного подвинуть, то смело беритесь за работу. Ведь всякое бывает, иногда о предстоящих важных событиях сообщают за пару дней, и всем порой бывает нужна помощь. Если же в первом предложении один из пунктов не подразумевает четкого «да», то лучше позаботиться о своих нервах и вообще не откликаться на такие заявки, тем более если Вы работаете через биржу.
Мы уже обращались к другим дизайнерам, но они нас не понимают! Ни один результат нас еще не устроил!
Если клиент уже обошел нескольких дизайнеров, и они по какой-то причине сдали результат, который ему не понравился, такой ли уж белый и пушистый этот клиент? На самом деле, это прямо-таки звон колокола, а не просто звоночек, что с такими лучше дело не иметь. У них или знакомые дизайнеры, или они сами «умеют в фотошопе», поэтому всегда знают, как надо, а вы тут просто самозванцы все и чего вообще заказы берете. Хотите вы такое выслушивать? Вряд ли. Вот и предыдущие дизайнеры вряд ли хотели.
Причем эта категория клиентов — одна из самых опасных, ведь сначала они с улыбкой, очень вежливо и с распростертыми объятиями залетают в чат. Но со временем маска слетает, появляются повышенный тон, изменения первоначального брифа, несвоевременные комментарии и проблемы с оплатой, если до последней вообще речь дойдет.
К сожалению, в некоторых случаях клиенты порой переводят только первоначальные 50% за работу, а потом сливаются, или не платят дизайнерам совсем. Такую ситуацию предсказать вряд ли удастся. Но зная об основных «красных флажках», надеюсь, Вы будете больше ценить свой труд и внимательнее относиться к этапу брифования.
Поделитесь забавными историями из общения с клиентами в комментариях