С того момента, когда один человек изобрёл бетон, всё остальное человечество начало добавлять в него всяческие добавки. Ещё первые русские зодчие клали в раствор яичный желток. Многие современные эксперты считают, что не более чем миф, и на самом деле никакой крепости каменной кладке это не придавало. Однако Софийский Собор и церковь покрова на Нерли на это мнение клали если не болт, то несколько сотен тонн кирпичной кладки точно.
Китайцы, например, в раствор, на котором собирали Великую стену, добавляли коровью мочу. Может первые пару сотен лет она и подванивала, но, тем не менее, до сих пор стоит не шелохнется.
Но всем этим древним строителям ой как далеко до современных самостройщиков. Вот где полёт фантазии: оказывается в бетон можно добавлять фейри, мыло, стекло, пластификаторы, волокна, проволоку и ещё тысячи разные веществ и предметов. Главное не переборщить! Иначе получится, как у моего знакомого: вместо шведской плиты пенная вечеринка.
Но, кто же первым стал добавлять что-то в бетон?
Римляне!
Хотя началось всё с греков. Греческая знать уважала только каменные полы, но элита элитой, а все остальные люди попроще, тоже старались иметь под ногами камень. Простые греки собирали на берегу моря гальку, укладывали её на землю, а промежутки между камней цементировали известью и глиной. Получалось подобие мозаики.
Эту фишку греков подсмотрели римляне, которые вывели мозаичные полы на совершенно иной уровень. Римская знать обожала ходить (и ползать после пиров) исключительно по мозаике. Опять же, все кто попроще старались сделать у себя эконом-мозаику: на пол заливался раствор извести и молотого кирпича, в который укладывали красивые цветные камни. После высыхания покрытие шлифовалось и камни проявлялись на поверхности. Такой эрзац знать презрительно называла opus signinum или варварский пол.
Искусство варварских полов довели до совершенства... венецианские стеклодувы.
Понятно, что и в Венеции знать предпочитала шоркать тапками по мрамору. Но все простые люди придумали супер качественное и изумительное по своей красоте покрытие.
В Венеции 16 века было очень много отходов стекла, которые копились десятками тонн в год. Одно время от стекла избавлялись просто сваливая его в море, до сих пор дайверы могут найти на дне венецианских каналов настоящие стеклянные россыпи.
Однако какая-то светлая голова придумала стекло не выбрасывать в море, а утилизировать более красивым способом: восстановив те самые варварские полы из Древнего Рима.
Венецианцы придумали добавлять в известковый бетон (а в Венеции он имеет немного розоватый оттенок) бой стекла и заливать получившейся смесью полы в домах менее состоятельных людей. После заливки и отвердения, полы очень долго шлифовались, и в розоватом цементе проступали стеклянные чипы.
Такие полы получили название терраццо. И в первые годы это была фишка исключительно Венеции. Каждый житель хотел иметь такие полы: идеально ровные, гладкие, без швов и перепадов высот. Но так как Венеция была торговым городом, то её посещало огромное количество гостей. И каждый гость хотел заиметь у себя дома точно такие же полы.
Местные моментально просекли, что на этом можно сделать неплохие деньги и... засекретили технологию терраццо. В Венеции появился собственный ремесленный цех гастарбайтеров-террацьеров, который занимался исключительно заливкой таких полов. Мастера ездили по всей Европе и предлагали свои услуги:
- Хазяина, палы, стяшка, залифка, век простоит, недорого, качественно, мамой клянусь...
Хотя с недорого я переборщил. Денег они лупили с клиентов мама не горюй, ибо это было модно, стильно, молодёжно. Франция, Испания, Италия, Германия и даже Россия - все сильные мира сего заказывали себе такие полы.
Это был статус!
Понты!
Как видите, ничего в этом мире не меняется, всё по кругу.
Всё изменилось в начале XIX века, когда Джозеф Аспдин в 1824 году изобрёл современный нам портландцемент. Это недорогое вещество буквально за несколько лет сделало полы терраццо общедоступными. Именно Аспдин одним из первых опробовал цемент для заливки полов.
Достаточно в жидкий раствор закинуть побольше битого стекла, потом зашлифовать поверхность и вуаля, у тебя настоящее элитное терраццо.
Постепенно из разряда элитного материала терраццо перекочевало в самый низкий сегмент ремнота отделки: любой необделённый ногами человек, у которого руки растут в нужных техотверстиях, мог самостоятельно напихать стекла в бетон и получить красивый бесшовный пол, столешницу, лестницу... да хоть что.
Сегодня в центральной и южных регионах Европы (Германия, Франция, но особенно Испания, португалия, Италия, Сербия, Хорватия) терраццо - самый популярный и дешёвый тип полов. Их делают везде, от улиц и садовых дорожек, до подоконников и столешниц кухонных гарнитуров. Причём, замечена одна интересность: в Италии и Испании чаще всего кладу в бетон именно стекло, тогда как во всех остальных странах - мрамор и цветные камни.
Любой, кто не хочет делать дорогой пол, вкладываться в мрамор, плитку, керамогранит или в совсем золотое дерево, заливает во всём доме бетон со стеклом и получает красивый бесшовный пол. Главное, хорошенечко всё зашлифовать и покрасить лаком. Тогда всевдомаозаичный пол будет вас радовать долгие годы.