Найти тему
etiquette748

Белый.

Понятие и понимание цвета очень сильно зависит от того, с кем именно мы это обсуждаем, ведь цвет для физика, художника, поэта - это не то же самое, что цвет историка, модельера или социолога.

 Цвет для человека средневековья, не то же самое, что для нас, отсюда достаточно большое количество ошибок, связанных со старыми переводами. 

Цвет в разных культурах - символизирует разное, порой диаметральное. 

С точки зрения моей профессии, то есть, этикета, цвет - это прежде всего классификация, противопоставление, иерархия, символизм. 

-2

Когда мы говорим о белом цвете, а начиная с определенного времени, именно он занимает в европейской истории лидирующее положение и становится «цветом знати» с миллионом нюансов. 

Во- первых, хочу отставить в стороне спор «а цвет ли это», это зависит от того опираться ли на цветовую палитру Аристотеля или Ньютона.

 Да, после открытия Ньютона белый как и черный были изгнаны из ряда цветов. 

-3

Когда я говорю о цвете знати и даже королей в Средневековье и даже позже, необходимо помнить, что едва ли можно понимать под «белым» по- настоящему «белый» «белоснежный», в нашем понимании, добиться его было невозможно. 

Процесс окрашивания был долгим, трудоемким, очень дорогим, с сомнительным результатом - ткань все равно выходила желтоватой и сероватой. 

Пытались подкрашивать и стирать с применением мела и сока растений. 

Прибегали к отбеливанию, как бы сейчас сказали, очень экологичному с помощью утренней росы, которая богата кислородом и солнечного цвета. 

Для этого ткани раскладывли на лугу. 

Результат, естественно, был а) кратким б) далеким от идеального. 

Был известен способ отбеливать с помощью серы, но многие ткани после этого можно было отправлять в помойку. 

-4

В общем, по этой причине полученный белый было принято оттенять каким то образом, чтобы скрыть грязноватый, в нашем понимании, тон, но и все же увидеть человека в настоящем белом, в Европе в эпоху Средневековья и даже Нового времени - дело, если возможное, то крайне редкое. 

И если с небольшими предметами, вроде воротничков и манжетов, в теории, хоть как- то удавалось справиться, то о простынях и скатертях долго и не помышляли. 

Менялся и сам процесс стирки. Сначала использовали золу, обезжиривая ее с помощью глины, мела или позже, соды. 

Горячая вода, не стоит забывать, это тоже роскошь и весьма трудозатратное дело, раз в неделю такого делать никому было не под силу. 

В общем, о регулярном и повсеместном относительно использовании мыла можно говорить в XIX веке. 

-5

Поэтому об близком нам понимании белого можно говорить ближе к концу XVIII века, когда кроме того, что это символ чистоты, белый становится символом опрятности. 

Произошло это благодаря двум научным открытиям.

 В 1774 шведский химик Карл Вильгельм Шееле провел опыты с хлором и выделил его свойства. 

В 1775-77 француз Клод -Луи Бертолле, учитывая обеливающую способность хлора представил европейцам первое средство с внятными качествами для отбеливания полотна - жавелевую воду. 

И здесь мы можем говорить об еще одной революции в застолье. 

Ибо теперь в приличном доме белоснежные скатерти и салфетки на столе становятся единственно приемлемыми и достойными. 

Это - символ акккуратности и уважения. 

-6

Кроме домашнего текстиля, подчеркивать чистоту и дезинфекцию стало принято и в кухне - раковины и холодильники достаточно долго могли быть только белоснежными. 

Из чего следовало - с гигиеной и чистотой здесь все в порядке. 

 И это сохранялось практически до 70-х, когда очевидность дала путь вольными трактовками. 

Когда мои родители привезли в начале 80-х из Нью- Йорка холодильник цвета охры это производило неизгладимое впечатление и не было обычным делом и на американском континенте.

-7

Но, важно, с тех времен, хоть сто раз менялась мода, формальные скатерти и салфетки, беспроигрышный и всем понятный вариант - белый. 

Я не хочу сказать, единственно возможный. 

Все картинки - из интернета. 

Ксения Маркова специально для etiquette 748