Найти в Дзене
Интриги книги

Книжные рекомендации: люди всегда лучше алгоритмов.

MARIS KREIZMAN - автор сборника эссе "I Want to Burn This Place Down" ("Я хочу сжечь это место") в "Lithub" раскрывает некоторые секреты полупрофессионального книжного рекомендателя:

"Характеристики лучших книг чаще всего не поддаются количественному измерению, поэтому люди гораздо лучше дают рекомендации, чем алгоритмы. Обычно есть много разных характеристик, которые могут нравиться (или не нравиться) в произведении, некоторые из которых - особые, выходящие за рамки сюжета, обстановки и жанра, которые невозможно выявить из метаданных: голос, тон, философский взгляд. Корпоративных повелителей, конечно, ужасает то, что не поддается количественному измерению, но в этом и состоит магия, которая связывает читателей с конкретными книгами.

В Интернете меня просят порекомендовать книги с тех пор, как Tumblr стал самым популярным сайтом в Интернете, и я стала что-то узнавать о своей аудитории. Меня нет в TikTok, поэтому люди, которые обращаются ко мне за рекомендациями, вероятно, не подключены к BookTok (хотя в этом нет ничего плохого!). Кажется, они чуть сильнее вовлечены в книжный мир, чем люди, которые вместе читают в книжных клубах знаменитостей, доминирующих в утренних новостях. Они, вероятно, ищут современную литературу (еще одно сложное определение, но, скажем, к ней относятся произведения 20-го и 21-го века), но я, все равно, всегда рад порекомендовать
«Холодный дом».

За прошедшие годы я разработала небольшие поинты для тех рекомендаций, о которых меня спрашивают люди, и о том, что они, по моему мнению, на самом деле означают. Слово «веселье» встречается часто, но я думаю, что у всех у нас разные определения того, что это такое. Например, мне смешно, когда
Лорри Мур играет словами о разбитом сердце и смерти в книге "I Am Homeless If This Is Not My Home" ("Я бездомный, если это не мой дом"). У вас может быть иначе (мы живем в новый золотой век ром-комов, если вам важен счастливый конец). Моя цель — бросить вызов человеку, который хочет получить рекомендацию, и в то же время обязательно предоставив ему то, что он хочет.
Ниже приведен список семи распространенных типов рекомендаций, о которых меня чаще всего спрашивают, и то, как я предпочитаю отвечать.

Чего просят: Романы, в которых можно потеряться, но все равно умные.
Что имеется в виду по моему мнению: безусловно, это самая востребованная категория. Я думаю, что эти люди ищут художественную литературу (которую для этой цели мы можем определить как любой жанр, в котором имеет значение качество прозы) с четко построенным сюжетом. Живые, но в то же время безукоризненно написанные, - это святой Грааль из больших, жирных и сочных романов.
Текущие рекомендацииКелли Линк "The Book of Love"; Мэгги Шипстед "Большой круг".
Фавориты на все времена: любая книга Сары Уотерс; Джесс Уолтер "Великолепные руины"; Арундати Рой "Бог Мелочей".

Чего просят: "веселую", а не грустную серьезную литературу.
Что имеется в виду по моему мнению: любая реалистичная художественная литература будет хотя бы немного грустной, такова жизнь! Плохие вещи случаются даже в самых веселых книгах, но в них обычно задан быстрый темп или оптимистичный общий взгляд на жизнь. Тон – это все, что имеет значение при определении , является ли то, что происходит с персонажем, комедией или трагедией.
Текущие рекомендации: Колсон Уайтхед "Harlem Shuffle"; Justin Taylor. "Reboot".
Фавориты на все времена: любая книга Кевина Уилсона; любая книга Laurie Colwin; Elaine Dundy "The Dud Avocado"; Куанн Барри "We Ride Upon Sticks".

Чего просят: реально веселую художественную литературу.
Что имеется в виду по моему мнению: мы хотим посмеяться вслух, а не просто прочитать ироничную книгу (да, для меня это "Сговор остолопов"). Опять же, в этих книгах могут происходить плохие вещи, и они на самом деле происходят. Но пока все это случается, есть над чем посмеяться.
Текущие рекомендации: Alexandra Tanne "Worry"; Jennine Capó Crucet "Say Hello To My Little Friend".
Фавориты на все времена: Патрик де Витт "Братья Sisters"; Пол Бейти "Продажная тварь".

Чего просят: умного, а не поверхностного, настоящего преступления.
Что имеется в виду по моему мнению: нонфикшн-книги о преступлениях, в которых признаются моральные затруднения при получении удовольствия или веселья от трагедии другого человека. Противоположность тому, что делал Райан Мерфи в своем сериале о Джеффри Дамере.
Текущие рекомендации: под редакцией Sarah Weinman "Evidence of Things Seen"; Elon Green "Last Call"; Рейчел Монро "Savage Appetites".
Фавориты на все времена:  что-либо из Патрика Раддена Кифа или из Дэвида Гранна; Дебора Блюм "The Poisoner’s Handbook".

Чего просят: книги о грустных девушках.
Что имеется в виду по моему мнению: это сложный вопрос. «Грустные девушки», к лучшему или худшему, являются полностью эстетическим, не совершенно новым явлением, но, как литературный жанр, он искажает белое, и обычно, запрашивая книги о «грустных девушках», читатели художественной литературы спрашивают, что еще попробовать, если они любят Салли Руни или Оттессу Мошфег. Я пытаюсь направить их к романам, основанным на персонажах и голосах, в которых рассказывается о женской боли, с мягким напоминанием о том, что грустные девушки существуют в самых разных культурных традициях и исторических эпохах. Цель здесь не в романтизировать таких персонажей, а дать читателю почувствовать себя увиденным.
Текущие рекомендации: Sarah Rose Etter "Ripe"; Chantal V. Johnson "Post-Traumatic"; Миэко Каваками "All the Lovers in the Night"; Zaina Arafat "You Exist Too Much".
Фавориты на все временаЮко Цусима "Territory of Light"; Iris Owens "After Claude"; Jade Sharma "Problems".

Чего просят: интересную историю.
Что имеется в виду по моему мнению: нонфикшн-литература, которая не является сухой или скучной. И уж точно никаких папиных книг (о войне, политиках и т. д.). Обычно это истории, посвященные одной теме (каждый хочет прочитать следующую "Соль"), и/или книги, описывающие свою тему с небольшой долей юмора.
Текущие рекомендации: Jamie Loftus "Raw Dog"; Heather Radke "Butts"; Kelefa Sanneh "Major Labels".
Фавориты на все времена: любая книга Мэри Роуч или Сары Вауэлл.

Чего просят: скрытых драгоценных камней.
Что имеется в виду по моему мнению: мы живем в такое время, когда, к сожалению, большинство книг для обычного читателя - скрытые драгоценности. Иногда мне приходится помнить, что, хотя я могу повсюду слышать об определенной книге, я в то же время могу быть гораздо более вовлеченной в нее, чем другие. Любую книгу, которая не доминировала в списках бестселлеров в течение нескольких недель, можно с полным основанием назвать скрытой жемчужиной.
Текущие рекомендации: Венита Блэкберн "Dead in Long Beach, California"; Изабелла Хаммад "Enter Ghost"; Myriam Gurba "Creep".
Фавориты на все времена: "James" великолепен, но, что мне особенно нравится, у книг Персиваля Эвретта, которые находятся между этой книгой и "American Fiction"/"Erasure", появилась совершенно новая аудитория: "The Trees", "I Am Not Sidney Poitier", "So Much Blue"."

Пишите в комментариях, какие рекомендации по книгам и по какому принципу даете вы.

Телеграм-канал "Интриги книги"